Минпромторг намерен постепенно увеличивать утилизационный сбор на автомобили, ввозимые в РФ из других стран. Это решение было принято на основе предложений отраслевых сообществ, а также комитетов Госдумы и Совета Федерации по вопросам промышленности и экономической политики.
По проекту постановления правительства, опубликованному на портале правовой информации, предполагается проводить ежегодное повышение утилизационного сбора до 2030 года. Эта мера затронет автомобили и специализированные транспортные средства, которые производятся в России и Беларуси.
Уже есть предположения, каким образом эти изменения повлияют на цены на автомобили.
Утилизационный сбор представляет собой одноразовый платеж, предназначенный для покрытия расходов на утилизацию транспортного средства после завершения срока его службы. На данный момент этот сбор для легковых автомобилей составляет около 300 тысяч рублей. Однако, как отметил глава "АвтоВАЗа" Максим Соколов, этого недостаточно для защиты российского автомобильного рынка от зарубежных конкурентов. В связи с этим компания предложила повысить размер сбора для автомобилей с двигателями объемом от одного до двух литров — с 300 до 550 тысяч рублей в текущем году, а затем довести его до 660 тысяч рублей к 2025 году и почти до миллиона рублей к 2029 году.
Соколов подчеркнул, что многие модели "АвтоВАЗа" обладают высоким уровнем локализации, достигающим 99,5%, что означает использование российских комплектующих и оборудования. Это, по его мнению, способствует развитию отечественной экономики и созданию рабочих мест.
Глава "АвтоВАЗа" выразил обеспокоенность по поводу конкуренции с китайскими производителями, которым легче экспортировать готовые автомобили, нежели открывать производственные мощности в России.
"Китайцы проводят политику снижения цен, предлагая значительные скидки, что позволяет им преодолевать барьеры, создаваемые утилизационным сбором", — заявил Соколов.
Что касается физлиц, которые приобретают автомобили для личных нужд, новая система сборов, скорее всего, не сильно отразится на их кошельках. Так, например, для новых автомобилей с двигателем объемом до двух литров в 2024 году коэффициент расчета утилизационного сбора составит 0,17, а для подержанных автомобилей — 0,26. Эти показатели останутся неизменными до 2030 года.
Председатель комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев подтвердил, что предложенные изменения были разработаны совместно с экспертным советом по машиностроению, возглавляемым Максимом Соколовым. По мнению Гутенева, утилизационный сбор долгое время оставался без изменений, несмотря на значительное субсидирование экспорта иностранными компаниями. Он уверен, что новые меры позволят защитить российский автопром, не приводя к значительному росту цен на автомобили.
Первый зампред комитета Совета Федерации по экономической политике Иван Абрамов также поддержал инициативу. Он отметил, что подобные защитные меры широко используются в Европе и США, где введены высокие таможенные пошлины. Абрамов выразил надежду, что принятые меры помогут российскому автопрому выйти на международный уровень и начать экспортировать свои автомобили, передает pnp.ru.