В Кежемском районе Красноярского края начало работу предприятие по безотходной деревообработке ООО "Ангара Лес". Завод был построен на 2 года раньше запланированных сроков (с 1 августа 2021 года) вышел на проектную мощность. В настоящее время предприятие занимается производством топливных пеллет, пиломатериалов и строганного погонажа, но совсем скоро завод станет первым в Красноярском крае по выпуску плит OSB.
Согласно изменениям в российском законодательстве, с 1 января 2022 года в силу вступает запрет на вывоз необработанной или грубообработанной древесины за пределы страны. По словам директора ООО "Ангара Лес" Сергея Тарасюка, большинство заводов все еще работает по советским стандартам, которые подразумевают большое количество отходов, а новые ограничения могут стать отличной предпосылкой для развития деревообрабатывающей отрасли:
"Мы создали предприятие полного цикла переработки почти с нуля. Пока большинство лесозаготовительных и деревообрабатывающих компаний в Красноярском крае ведут свою историю с советских времен и у них был мощный толчок за счет оставшегося оборудования и специалистов, мы сами подбирали команду и формировали производственные линии, чтобы максимально соответствовать нашим нуждам. В итоге нам удалось построить завод и на 2 года раньше запланированных сроков выйти на полную проектную мощность. Также мы успешно отработали модель создания деревообрабатывающего предприятия, что позволяет нам масштабировать этот проект на другие регионы и делиться опытом с коллегами, чтобы подобных заводов стало больше. С учетом запрета на вывоз необработанной и грубо обработанной древесины с 1 января 2022 года, новые законы должны реформировать систему лесоустройства нашей страны и подтолкнуть заводы к активным действиям в сторону глубокой переработки леса. Такие меры помогут привлечь новые инвестиции и расширить число деревообрабатывающих предприятий нового типа. Работа ООО "Ангара Лес" существенно повышает финансовую эффективность лесной промышленности, ведь речь идет о производстве продукта с добавленной стоимостью, а не отправке всей полученной при лесозаготовках древесины на экспорт. Можно с уверенностью сказать, что новый завод окажет существенное влияние на развитие лесоперерабатывающей промышленности Красноярского края"
.. Фото: ООО "Ангара Лес"
ООО "Ангара Лес" стало градообразующим предприятием, в настоящее время здесь работают более 1000 жителей Кежемского района. Завод стал первым в районе по глубокой обработке древесины с минимальными отходами. Сейчас, помимо предоставления рабочих мест местным жителям, предприятие также привлекает молодых специалистов.
Ежесуточно "Ангара Лес" отгружает до 1000 кубометров пиломатериалов, а пиловочного сырья в разгар сезона вывозки — до 7 тысяч кубометров в сутки. Завод находится на одинаковой удаленности от центральной части России и Азии, которые являются основными рынками сбыта и располагается в 180 километрах от железнодорожной станции Карабула. Директор "Ангара Лес" Сергей Тарасюк отметил, что важные инструменты оптимизации логистики приводят к сокращению издержек, поэтому продукция отправляется железнодорожными маршрутами и обычно загружается до 60 вагонов:
"Для доставки продукции до ЖД станции Карабула у нас есть как своя, так и лизинговая техника, ремонтный цех и диспетчерская. Мы сотрудничаем с поставщиками оборудования и выбираем большегрузные автомобили тех производителей, которые имеют свои сервис-центры в Богучанском районе и в Кодинске. При этом примерная стоимость доставки кубометра пиловочника с завода до ЖД станции Карабула составляет 1000р. Тарифы общие и, если говорить о пеллетах, то доставка 1 тонны до Санкт-Петербурга обходится в 50 евро. Наша главная задача — доставка продукции до станции Карабула в полном объеме и точно в срок, указанный в договоре, так как мы продаем пиломатериалы и пеллеты на условиях поставки FCA. Базис поставки FCA (Free Carrier) предусматривает, что мы передаем права на собственность груза получателю в заранее оговоренном месте (на станции Карабула), а дальше транспортные издержки уже несет он. <...> Рентабельность нашего бизнеса не превышает 20-25%, в то время как финишная продукция демонстрирует гораздо более высокую маржинальность. При этом доставка одной тонны пеллет до порта Усть-Луга обходится в среднем в 50 евро за тонну, а стоимость доставки пиломатериала составляет 30-40 евро за кубометр. Таким образом, средняя стоимость логистики по разной номенклатуре продукции составляет от 30 до 50% стоимости товара на границе России"
Отметим, что строительство завода ООО "Ангара Лес" началось в 2017 году. Инвестпроект предполагал производить на начальных этапах как минимум 105 тысяч кубометров пиломатериалов в год и в дальнейшем стремиться к увеличению объемов до 200 тысяч кубометров пиломатериалов, 30 тысяч тонн пеллет и 6 тысяч кубометров строганных погонажных изделий. Так, в период с 2018 по 2020 годы инвестиции в проект составили 1,1 млрд рублей. На втором этапе, который придется на 2022-2028 годы сумма достигнет 3,1 млрд. В настоящее время объем выпуска продукции оценивается в 3,4 млрд рублей, 0,3 млрд из которых поступают в бюджет Красноярского края.
В прошлом году "Ангара Лес" присоединился к нацпроекту "Производительность труда", тем самым увеличив объемы производства на эталонном участке на 25% при снижении незавершенного производства и брака на 50% и 25% соответственно. Текущая мощность предприятия — 520 тысяч кубометров по переработке круглого леса в год.