.
Фото: Открытые источники

Как напивалась и трезвела Енисейская губерния

Что пили в губернии и как власти пытались отвадить народ от пагубной привычки

Что появилось раньше — первое питейное заведение, или государственная алкогольная политика? Этот вопрос столь же важен, как и дискуссия о том, в каком порядке народились курица и яйцо. Россия никогда не была "самой пьющей страной", это миф. Но, как и в любой другой северной стране, рано или поздно возникала проблема неумеренного потребления алкоголя. Попытки придать народному винопитию приличный, цивилизованный вид  предпринимались еще при царях. Успех их был, как и теперь, вариативен. Давайте же вспомним, как и что пили в Енисейской губернии. И как губернские власти пытались отвадить народ от пагубной привычки. 

.

.. Фото: Открытые источники

Суровые сибирские мужики


Начнем с весьма красноречивой цитаты: "Местная интеллигенция, мыслящая и не мыслящая, от утра до ночи пьет водку, пьет неизящно, грубо и глупо, не зная меры и не пьянея; после первых же двух фраз местный интеллигент непременно уж задает вам вопрос: "А не выпить ли нам водки?" И от скуки пьет с ним ссыльный, сначала морщится, потом привыкает и в конце концов, конечно, спивается. Если говорить о пьянстве, то не ссыльные деморализуют население, а население ссыльных". Это — Антон Павлович Чехов, путевые очерки "Из Сибири", как раз про Красноярск. К началу ХХ века губернский центр пришел с 35 официально зарегистрированными предприятиями общественного распития.

Если попытаться классифицировать эти заведения, используя наши современные реалии, то в основном пили в трактирах (не слишком шикарный ресторан при гостинице), питейных заведениях (что-то вроде рюмочных) и в портерных (пивных). Работали "ренские погреба" — аналог современного алкомаркета, торговавший импортными и местного производства напитками на вынос. С 1885 года стали открываться "ведерные лавки" — мелкооптовые точки продажи спиртного (ведро — мера объема, равная 12,3 л.).

Образ сурового, усталого мужика, вернувшегося с вахты и хорошо там заработавшего, появился задолго до советской эпохи. И во все времена такие мужики хотели выпить, закусить и развлечься после месяцев монотонного тяжелого труда. По окончании сезонных работ "на лесе" и "на золоте" в кабаках Красноярска и особенно Енисейска начинался аншлаг. Только на пути от Красноярска до Енисейска (348 км.) работало около 160 кабаков. 

К окончанию сезона из Красноярска в Енисейск направлялись целые бригады, как сейчас бы сказали, дам пониженной социальной ответственности. При каждом кабаке на постоянной ставке таких содержалось несколько душ. А всего в одном лишь Енисейске было — только не падайте в обморок — семь публичных домов. 

.

.. Фото: Открытые источники

Алкогольная политика


При всех существующих проблемах, жизнь в Енисейской губернии не была одним бесконечным запоем. Люди работали, богатели и вместе с ростом благосостояния формировались вкусы, культура потребления, привычка к умеренности. Сейчас бы сказали, что люди распробовали элитный алкоголь. Вот пример — до наших дней дошла точная информация, что в Красноярском общественном собрании в 1912 году предлагали французское и российское шампанское. Стоимость отличалась в два раза: французское — 2 рубля 40 копеек за бутылку, российское — примерно 1 рубль 20 копеек. Есть разные, не особенно точные, способы перевода дореволюционных цен на современные. Мы здесь не станем заниматься заведомо неточным переводом, но скажем для примера, что в тот год жалование самого низшего чиновника составляло 37 рублей с копейками. 

Крестьяне и простые рабочие, разумеется, шампанского не пили. Пили хлебное вино, которое отсутствием выраженного вкуса может считаться предком современной российской водки. Более зажиточные и запасливые хозяева превращали хлебное вино уже в водку (в исконном понимании этого слова) — настаивали на травах и на ягодах. 

В 1881 году в губернии работало 12 винокуренных, 13 водочных и 3 пивоваренных завода. Оптовых складов насчитывали 86, а питейных заведений было примерно 1400. В Сибири вино было признано продуктом первой необходимости, наряду с хлебом и мясом. Была установлена "минимальная розничная цена" — 8 руб. 35 коп. за ведро хлебного вина. При этом цены на спиртное жестко контролировались и спекулянтов наказывали. Стали вести и статистику выпитого. В 1895 году в Шушенском уезде было за год выпито больше 120 000 ведер. В денежном выражении — каждый человек пропил за год больше одной коровы — 5 руб. 60 коп. (корова стоила 4 рубля).

Оценив масштабы бедствия, власти стали принимать меры к сокращению объемов потребления. В первую очередь — за счет закрытия соответствующих заведений. 
Установили такую норму: один трактир — на 300 домов, одно питейное заведение — на 100 домов, один ренский погреб — на 400 домов.

.

.. Фото: Открытые источники

Книга вместо водки


В 1895 году мировой судья Шольп и доктор Куркутов создают Красноярское общество трезвости. Прекрасно понимая, что одними запретами проблему не решить (самогон частные хозяйства производили активно), была налажена пропаганда трезвого образа жизни. Необходимо было предложить альтернативу походу в рюмочную. Общество стало распространять книги и брошюры, организовывать читальни и библиотеки, музыкальные и театральные вечера. Нужно было организовать какие-то развлечения и на окраинах Красноярска — в районе Качи и в Николаевке по сути стакан был единственным способом скоротать вечер. 

Был основан даже хор трезвенников. Открывались чайные и столовые (безалкогольные, разумеется). Появились и свои ночлежные дома. Семь лекторов ездили по губернии с агитационными материалами и лекциями о вреде пьянства. На борьбу с пьянством в губернии было выделено 34 тысячи рублей. 

В итоге, в 1908 году впервые был поставлен вопрос об открытии специальной больницы для алкоголиков, которых в одном только Красноярске насчитывалось около сотни.