Ущерб от разлива дизельного топлива в Норильске оказался почти непоправимым, считают участники депутатской комиссии Заксобрания по расследованию аварии на Норильской ТЭЦ-3. Свои выводы они представили в ходе онлайн-конференции, которая состоялась сегодня на платформе Zoom и в которой приняли участие депутаты Заксобрания Виталий Дроздов, Илья Зайцев, Елена Пензина, вице-спикер Сергей Попов, а также руководитель Красноярского отделения Российского экологического общества Павел Гудовский. В ходе доклада участники рассказали о том, что площадь разлитых нефтепродуктов можно сравнить с 26 футбольными полями, а существенное влияние на масштабы аварии оказало состояние цистерны, в который и хранилось топливо. Дело в том, что степень изношенности объекта оценили в 70%, однако данный факт не остановил "Норникель" от дальнейшего использования цистерны. Более того, в 2016 году состоялась последняя организованная Ростехнадзором проверка, не все предписания по итогам которой были выполнены.
.. Фото: sobranie.info
Депутат краевого правительства и член комитета по природным ресурсам и экологии Виталий Дроздов отметил, что состояние резервуара было достаточно неудовлетворительным, чтобы цистерну не использовали вообще:
"В ходе депутатского расследования мы направили запросы в контролирующие органы, научные сообщества, органы исполнительной власти и федеральное правительство. В итоге нам удалось выяснить, что при проектировании и дальнейшем использовании резервуара были допущены серьезные ошибки. Например, любой резервуар подразумевает несколько уровней защиты и, если бы таковой был на ТЭЦ-3, мы бы наблюдали гораздо меньшую площадь разлива, причем основная часть топлива осталась бы на территории промышленного предприятия. Данная цистерна была изношена и не должна была находиться в эксплуатации"
.. Фото: sobranie.info
Также Виталий Дроздов добавил, что не менее важным фактом стала общая неподготовленность "Норникеля" к ликвидации подобных аварий, ведь работы по сбору разлитого топлива начались только спустя несколько дней:
"Проблема в том, что все оборудование "Норникеля" содержалось ненадлежащим образом и по этой причине компании выдавали много предписаний, которые в руководстве так и не выполнялись. Кроме того, масштабные работы по сбору нефтепродуктов за пределами промзоны и на берегах начались только спустя несколько дней, что успело нанести водным объектам колоссальный вред"
Отметим, что последствия разлива топлива затронули не только реку Амбарную и озеро Пясино, но также дошли и до Карского моря. Так, депутат Заксобрания Красноярского края Елена Пензина рассказала, что до последнего момента происходящие на севере края аварии никто не замечал и лишь масштабы происшествия на ТЭЦ-3 привлекли к себе внимание общественности:
"В Норильске десятилетиями складывалась своя коррупционная схема взаимодействия с контрольными и надзорными органами, в которой не страшно нарушать экологическое законодательство. За пределы Норильска все эти обсуждения не выходили. Сотни мелких аварий, на которые никто не обращал внимания. Только последняя авария привлекла внимание СМИ и общественности. Стало понятно, что проблемы с оборудованием на комбинате "Норильский никель" носят системный характер. Можно без преувеличения сказать, что комбинат, используя мощности, которые достались ему в наследство от Советского Союза, выжимает из предприятия все по максимуму, ничего не вкладывая в развитие и безопасность производства"
.. Фото: sobranie.info
В ходе расследования выяснилось, что разлитое дизельное топливо достигло и Карского моря, что оказало фундаментальное влияние на повседневную жизнь малочисленных народов Севера:
"Особенно сильно от произошедшего пострадали коренные народы Севера. Сейчас они уже не могут ловить рыбу и полноценно заниматься оленеводством — в поисках пригодной для употребления воды и рыбы северяне вынуждены постоянно перемещаться. Учитывая то, что топливо попало и в Карское море, нанесенный Северу вред поистине неоценим. Теперь Красноярскому краю нужен особенно жесткий надзор, направленный на недопущение дальнейших выбросов. Владельцы бизнеса должны нести персональную ответственность за аварии подобного масштаба"
Ущерб от разлива нефтепродуктов оценили в 147,7 млрд рублей, при этом потери бюджета Красноярского края могут составить 30 миллиардов. Такие расходы в правительстве Красноярского края сравнили со строительством более сотни школ. Несмотря на огромные средства, экобаланс Норило-Пясинской водной системы, если и сможет когда-нибудь вернуться в норму, то как минимум через несколько десятков лет.
.. Фото: sobranie.info
По словам Павла Гудовского, разлив топлива на Норильской ТЭЦ-3 является виной не только "Норникеля", но и всей промышленности в целом:
"Как отметили коллеги, контроль безопасности на промышленных предприятиях чаще всего оставляет желать лучшего. Выбросы отходов на севере Красноярского края происходили и раньше, что дает основание предполагать, что с попаданием новых продуктов промышленного производства они могут стать еще токсичнее. В данной ситуации рекомендуется относить отходы к опредедленному классу опасности и проводить мониторинг экосистемы несколько лет подряд. Также нужно использовать проверенные технологии и активнее работать с законодательной властью — только так мы сможем усовершенствовать деятельность всех промышленных предприятий нашей страны".
Подводя итоги пресс-конференции, первый заместитель председателя Законодательного Собрания Красноярского края Сергей Попов подчеркнул, что детали доклада о депутатском расследовании, конечно, будут уточняться, но выводы не подлежат сомнению.
"То, что структурные подразделения компании не были готовы к подобным авариям, это факт. То, что не было планов ликвидации, что была растерянность в самом начале, что были попытки занизить площади распространения нефтепродуктов — это тоже факт. То, что необходимо вкладываться и строить эффективные системы управления технической безопасностью на севере, не только "Норникелю", а всем, кто там работает — все это не подвергается сомнению".
Сергей Попов также сообщил, что большая и гласная дискуссия об основных моментах доклада должна состояться на сессии Заксобрания 19 ноября.