Приоритет — 2030: Тихоокеанский Медицинский начал глобальную трансформацию

Интервью с проректором по развитию университета Сергеем Лебедевым
Тихоокеанский медицинский
Фото: ИА PrimaMedia

11 августа 2023. В 2021 году Министерство науки и высшего образования Российской Федерации совместно с другими органами федеральной власти начало разрабатывать программу стратегического академического лидерства "Приоритет 2030". Программа должна сконцентрировать ресурсы для обеспечения вклада российских университетов в достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, повысить научно-образовательный потенциал университетов и научных организаций, а также обеспечить участие образовательных организаций высшего образования в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации. Проект получил внушительное государственное финансирование. В 2022 году для дальневосточных университетов был создан дополнительный трек. Тихоокеанский Медицинский стал одним из вузов ДФО, первым и пока единственным медицинским университетом Дальнего Востока России, чья программа развития до 2030 года получила значительную федеральную поддержку. О том, какие трансформации ждут медицинское образование на Дальнем Востоке, и какое значение это будет иметь для всех его жителей, в интервью ИА PrimaMedia рассказал проректор по развитию Тихоокеанского Медицинского Сергей Васильевич Лебедев.


Проректор Сергей Лебедев. Фото: ИА PrimaMedia

— Сергей Васильевич, расскажите с самого начала, что такое программа "Приоритет — 2030" и какие у нее цели? 

— Программа "Приоритет — 2030" или, как мы ее сейчас называем, "Большой приоритет" предусматривает деятельность по двум основным направлениям. Трек "Исследовательское лидерство" — попытка подтолкнуть российские университеты выходить на практически полезные результаты научной деятельности. Второе направление — трек "Территориальное и (или) отраслевое лидерство" предполагает, что университеты становятся центрами развития территорий, объединяя вокруг себя всевозможные движения — общественные, образовательные, молодежные — для того, чтобы повысить качество и привлекательность жизни, стать своеобразным драйвером позитивных изменений в том регионе, где находится вуз.

В 2022 году для участия в программе было отобрано более 100 университетов Российской Федерации, появились положительные примеры и результаты. Однако критерии отбора не позволяли подавляющему большинству региональных Дальневосточных вузов включиться в конкурс. Именно поэтому в 2022 году по инициативе Минобрнауки России и Минвостокразвития России было запущено третье направление Программы — "Приоритет-2030. Дальневосточный трек". Конкурсный отбор в эту программу был запущен только для вузов, находящихся на территории Дальнего Востока России. Таких университетов всего 38. Когда все эти вузы заходили в конкурс, была поставлена задача — подготовить программу развития университета со сроком реализации до 2030 года.


Руководство вуза на конкурсном отборе программы "Приоритет-2030. Дальневосточный трек". Фото: Тихоокеанский Медицинский

Таким образом, с 2022 по 2030 год мы должны сделать жизнь на Дальнем Востоке России более привлекательной и комфортной, обеспечить, чтобы сюда потянулось население. Дополнительным импульсом стал разворот государственной политики на восточные рубежи. Посыл сделать жизнь на территории ДФО более комфортной и привлекательной очень амбициозен и многогранен. Мы понимаем, что университеты макрорегиона могут сделать значительный вклад в решение этой задачи.

Ректор Тихоокеанского Медицинского Валентин Борисович Шуматов сформулировал для команды вуза лозунг, с которым мы выиграли конкурсный отбор и сделали своим девизом. Звучит он так: "Мы родились и выросли на Дальнем Востоке России, нам здесь учиться и осваивать профессию".

— Как вы охарактеризуете Тихоокеанский Медицинский на старте этой программы, перед тем, как вы зашли в "Приоритет-2030"? 

— Когда заходили в программу, мы подвели итог нашего нынешнего статуса. С одной стороны — да, нам присущи черты провинциального вуза. А что это значит? Это означает дефицит кадров на рынке труда — преподавательских и научных. Низкий конкурс среди абитуриентов и тенденция к ежегодному снижению среднего балла ЕГЭ, ведь лучшие старались уезжать и поступать в центральные медицинские университеты России.

Еще одна характерная черта — это недостаточная узнаваемость нашего вуза, которая не позволяет нам привлечь лучших преподавателей, поэтому мы часто проигрывали конкурентную борьбу в сфере медицинского образования. Еще один аспект — мы очень долго "варились в собственном соку": нам финансово непросто добираться в центральные регионы, чтобы преподаватели могли проходить повышение квалификации в ведущих научных и образовательных центрах. И эта совокупность проблем привела к тому, что мы хоть и выполняли свою функцию как университет, но качество этого процесса не повышалось. А условия развития страны и требования отрасли требуют от нас серьезного повышения качества медицинского образования, запуска передовых научных исследований. Вот почему для нас важно было попасть в эту программу.

Мы сегодня работаем и решаем проблему кадрового дефицита региональных систем здравоохранения в пяти крупнейших регионах Дальнего Востока — Приморский край, Сахалинская область, Камчатский край, Чукотский автономный округ и Республика Саха (Якутия).

Эти регионы не получали от нас необходимое количество выпускников, обладающих специальными знаниями, которые нужны для работы именно в Дальневосточном регионе. У регионов Дальнего Востока есть свои особенности — климатические, территориальные, популяционные. Невозможно сравнить плотно населенный регион центральной России и наши регионы, которым характерна низкая плотность населения, широко представлен вахтовый метод работы в изолированных и удаленных трудовых коллективах. Поэтому подготовка кадров с учетом региональной специфики — это крайне важный аспект.

Следующий компонент, и это красной нитью проходит в "Приоритете-2030" — мы должны заниматься разработкой технологий оказания медицинской помощи, лекарственных средств, которые, базируются на богатствах дальневосточных флоры и фауны. А это уже — медицинская наука.

Мы ясно осознавали запрос регионов ДФО на адаптацию определенных схем лечения для условий Дальнего Востока, в том числе с внедрением современных цифровых технологий.

Таким образом, сегодня мы отдаем себе отчет, что университет не в полной мере отвечает запросам регионов по двум глобальным направлениям: количество квалифицированных, ориентированных на работу на Дальнем Востоке выпускников, и выполнение необходимых макрорегиону научных исследований. Почему? Отсутствие передовых лабораторий и дефицит современного оборудования, а самое главное — отсутствие умения работать на этом оборудовании.

Но с другой стороны — прекрасный коллектив Тихоокеанского медицинского, готовый справиться с любыми испытаниями, огромный потенциал партнерских связей с передовыми медицинскими вузами России и зарубежья, научная мощь и многолетний опыт совместных разработок с институтами Дальневосточного отделения Российской академии наук, тесное взаимодействие и взаимная поддержка с региональными Министерствами здравоохранения, растущий по всей стране престиж медицинского образования!

Вот такой старт был у нас на момент конкурсного отбора из 38 вузов Дальнего Востока.

— Как участие в программе "Приоритет-2030" поможет вам трансформировать вуз?

— "Приоритет 2030. Дальневосточный трек" — это, прежде всего, очень серьезная финансовая поддержка. На два месяца прошлого года мы получили на реализацию программы развития университета более 71 млн рублей. По итогам деятельности в период с ноября 2022 по февраль 2023 года мы уже показали достойные результаты. Тихоокеанский Медицинский вошел в тройку лидеров среди вузов "дальневосточного трека", каждый из которых получили максимальное финансирование. На этот год оно составило уже 316 млн рублей. Это является предметом нашей гордости, но и ставит перед нами очень высокую планку.

На что мы можем использовать эти средства? Программа приоритета предусматривает два основных направления деятельности.

Первое направление — это глобальная трансформация всех процессов в нашем университете. Перед командой Тихоокеанского Медицинского стоит задача трансформировать все стандартные для вуза виды деятельности — образование, науку, молодежную, кадровую и цифровую политики и так далее.

Второе направление — это реализация так называемого стратегического проекта. Его каждый вуз разрабатывал и формулировал самостоятельно. Это своего рода главное направление атаки — вектор, на котором мы хотим получить очень серьезные результаты для макрорегиона и населения Дальнего Востока России. Наш стратегический проект звучит так: "Медицинские кадры и передовые медицинские технологии — для Дальнего Востока России".

— Давайте по порядку. Трансформация университета. С чего вы начали этот процесс? 

 — Когда мы говорим о трансформации наших обычных видов деятельности, основа основ и фундамент любого университета — это образовательная деятельность. Нам нужно набрать нужное количество абитуриентов, качественно их обучить, выпустить с таким багажом знаний и умений, чтобы они прошли квалификационные испытания и получили диплом, а в дальнейшем — успешно прошли аккредитацию специалиста и получили право на практическую деятельность. Мы уже долгое время работаем с региональными министерствами здравоохранения и понимаем, что дефицит медицинских кадров в настоящее время есть на любой территории Дальнего Востока.

Сегодня мы выпускаем около 750 специалистов в год. Для обеспечения потребности Дальнего Востока в медицинских специалистах нам надо выпускать в два раза больше — 1500 врачей в год. Тогда за несколько лет мы разрешим проблему кадрового дефицита.

Но чтобы столько выпустить, нам надо привлечь к себе абитуриентов. Поэтому одна из главных зон трансформации образовательной деятельности — это новая система профориентации. Сегодня мы направляем на эту деятельность значительно большие ресурсы. Мы разработали целый ряд творческих, интересных методик мотивации молодежи к тому, чтобы поступить в медицинский вуз. Например, одна из этих программ уже привлекла внимание на федеральном уровне, она называется "Поступай, как я" — когда наши студенты отправляются в свои родные школы и населенные пункты на каникулы и там проводят встречи со школьниками. На сегодняшний день эта форма уже привела к охвату почти 5000 потенциальных абитуриентов по всем регионам Дальнего Востока и за его пределами. Также мы большим "десантом профессионалов" из преподавателей, практикующих врачей и психологов выезжали в каждый регион Дальнего Востока и рассказывали школьникам о профессии врача.