5 апреля 2023. На Таймыре в порту "Енисей" углубят дно акватории морского терминала, который строится для вывоза угля Сырадасайского месторождения. Главгосэкспертиза России выдала положительное заключение на проведение соответствующих работ.
Для маневренно-операционной акватории причала уровень дна понизят на 16 метров, для канала на выход груженых судов — на 16,2 м. Это позволит заходить в порт крупным навалочным судам дедвейтом более 100 тысяч тонн. Выполнить все работы по углублению акватории грузового причала и канала планируется уже в навигацию этого года. Объект будет построен в соответствии с утвержденным Правительством России планом развития Северного морского пути на период до 2035 года.
Развитие Северного морского пути и увеличение грузопотока по нему является одной из важнейших задач, поставленных президентом России. Как отметил генеральный директор ООО "Северная звезда" Игорь Хафизов, планируется, что с 2026 года морской порт "Енисей" обеспечит дополнительную грузовую базу Северного морского пути в объеме более 5 млн тонн в год.
Морской порт "Енисей" строится на берегу Карского моря и является одним из ключевых объектов проекта по освоению Сырадасайского месторождения угля на Таймыре.
В состав порта войдут грузовой причал, береговая зона и соединительная дамба, где будет установлена конвейерная линия и судопогрузочная машина. Площадь территории порта составит более 20 га. Также в комплекс войдут склады с возможностью одновременного хранения до 1 млн тонн готовой продукции.
Проект компании "Северная звезда" по освоению Сырадасайского месторождения угля входит в комплексный инвестиционный проект КИП "Енисейская Сибирь". Проект реализуется при поддержке Правительства РФ, Минвостокразвития, Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики и Правительства Красноярского края.
Сырадасайское месторождение расположено в 110 км юго-восточнее таймырского посёлка Диксон. Ресурсы месторождения оцениваются в 5 млрд тонн. Проект его освоения включает создание угольного разреза мощностью 5 млн тонн в год на первом этапе и 10 млн тонн в год на втором, строительство обогатительной фабрики и создание необходимой инфраструктуры, в том числе морского угольного терминала, автодороги, вахтового посёлка, электростанции и других объектов.
К настоящему времени на месторождении завершено строительство вахтового посёлка на 600 человек с необходимой инфраструктурой, построена автодорога протяжённостью 52 километра от морского порта до угольного разреза, идёт подготовка к строительству двух теплоэлектростанций.
Государственная экологическая экспертиза определила, что реализация проекта не несет угрозу для экологической безопасности Арктической зоны.