В Красноярске в ДТП с мотоциклом серьёзно пострадал 10-летний ребёнок
28 апреля, 20:08
Утонул мужчина при опрокидывании лодки на реке в Берёзовском районе
28 апреля, 19:49
"Вербохлест - бей до слез" - что можно и чего нельзя делать в Вербное Воскресенье
28 апреля, 19:20
Ваша логика на издыхании, если не справитесь с этими загадками
28 апреля, 14:00
Жителей Красноярского края предупредили о сильном ветре
28 апреля, 10:40
В Абанском районе затопило приусадебные участки
28 апреля, 10:30
В ДТП в Красноярском крае погиб 17-летний студент
28 апреля, 10:23
Гороскоп на 28 апреля: Овны будут чувствовать неуверенность, а Козероги могут быть уязвимы
28 апреля, 10:12
Пока вы спали: снижение доли россиян с низким доходом и стрельба в Турции
28 апреля, 10:03
Вербное воскресенье: почему 28 апреля нельзя обижаться и ругаться - народный календарь
28 апреля, 09:00
Даже закоренелые зубрилы не смогут набрать 4/8 - ТЕСТ по русскому языку
28 апреля, 08:00
Нежнейшие, ароматные картофельные драники с луком — готовка проще простого
28 апреля, 04:00
Ни одна мошка не приблизится: ТОП-5 гениальных способов спастись от нападков насекомых
27 апреля, 19:20
В Татышев-парке уберут детскую площадку
27 апреля, 15:30
У Октябрьского моста на правобережье Красноярска начался дорожный ремонт
27 апреля, 14:50
"Конфликт интересов" в комитете по делам села погасили перераспределением денег 26 апреля, 09:22
Губернатор Красноярского края возглавил рейтинг губернаторов СФО 25 апреля, 12:47
В Красноярском крае подвели итоги трехдневного голосования на выборах президента России 20 марта, 11:00
Илья Зайцев: "Красноярцы разделяют политику президента и видят будущее России" 19 марта, 11:50
Международные эксперты: "Выборы проходят в идеальном формате" 15 марта, 16:00
Артем Речицкий: "Выборы станут проверкой зрелости нашего общества" 14 марта, 09:00
Алексей Додатко: "Главный вопрос выборов - будущее России" (ВИДЕО) 13 марта, 11:00
Производственный контроль с 1 сентября введут на рыболовных участках от Крыма до Приморья 4 марта, 07:25
Благо народа – истина последней инстанции 2 марта, 18:40
Благо народа – истина последней инстанции 2 марта, 18:40
Курс партии поддержан народом и общей политикой страны 2 марта, 18:40
За год квартиры в новостройках Красноярского края подорожали более, чем на 16% 9 февраля, 16:00
В Красноярск прибыл кандидат в президенты России от КПРФ Николай Харитонов 7 февраля, 11:50
"Рыбное" машино- и приборостроение в России демонстрирует яркие примеры импортозамещения 1 февраля, 09:40
С "черным небом" предложили бороться уборщицам 24 января, 22:24

Красноярская гонка на маршрутках

Транспортная реформа удвоит наши расходы на проезд
20 июня 2018, 18:25 Бизнес

Казалось бы, выборы на носу, а новой, яркой темы для критики нет. Экология, конечно никуда не делась, но нельзя же жевать пережеванное, хочется свежатинки. И она появилась. Мэрия запустила транспортную реформу и сделала это в "лучших" традициях прошлой команды — невнятно, под шумок, не просчитав ни маршруты, ни информационные риски. КрасноярскМедиа разбирается с ситуацией.

До первой езды

На самом деле у транспортной реформы в Красноярске есть печальный бэкграунд. Еще в 2008 году мэрия попыталась упорядочить автобусные маршруты, чтобы не "задваивались" и не мешали перевозчикам собирать "урожай" без джигитовки на дорогах. Расчет новой системы маршрутизации доверили ученым из СФУ. Затем алгоритмы наложили на текущую ситуацию и порубили маршруты. В итоге вышла форменная путаница: задвоились как раз новые, а на нужных направлениях автобусов стало не хватать… И самым странным образом, "тучные" маршруты достались двум перевозчикам, а остальные остались выживать на "объедках" с транспортного стола. В общем, пирог поделили криво: ни перевозчикам, ни людям. По итогу, в тихом предкризисном июле 2008-го возле мэрии появились пикеты. Особенно смутили муниципальных управленцев стихийные митинги на конечных остановках, чуть было не закончившиеся мордобитием представителям департамента транспорта. Уже через месяц эксперимента дали заднюю. Из отпуска вышел тогдашний мэр Петр Пимашков, и устроив показательную порку, правда, без административных последствий, часть маршрутов приказал сию минуту вернуть. Вину свалили на ученых — мол, те все неправильно посчитали, доверив замеры студентам. На том автобусная реформа и закончилась. Однако желание навести порядок в транспортном цехе с новой силой постигло мэра Сергея Еремина.

Клубок маршрутов

В идеальном городе нашей хрустальной мечты реформы, затрагивающие интересы значительного количества горожан, должны обсуждаться если не с народом, то хотя бы с экспертным сообществом. Причем делаться это должно публично. На всякий случай есть у нас представительные органы — Горсовет и непонятного статуса Общественная палата. Не спорю, оба органа себя скомпрометировали так, что мама не горюй, но хотя бы в известность депутатов и общественников можно было поставить. Между тем, реформу запустили "под сурдинку", никого не спрашивая и не уведомляя. Впрочем, и реформой-то свои первоначальные действия мэрия не называла — убрали четыре маршрута, подумаешь, ерунда какая-то. Дальше больше. Якобы по просьбе самих перевозчиков количество маршрутов увеличилось кратно. И понеслось. Закрылись маршруты №№ 1, 13, 34, 35, 68, 69. В департаменте объяснили это тем, что перевозчики не выдерживают условия контракта. Дабы восполнить пробелы в транспортной доступности жителей города, ряд существующих маршрутов претерпели изменения. Автобус № 88 пустили петлей через Покровский. Более того, он теперь еще заезжает и на Ветлужанку, так как туда теперь не ходит № 84. "Десятку" перенесли с улицы Павлова на Щорса. Чтобы автобус № 8 не дублировал № 10, его наоборот перенесли со Щорса на Павлова. Из маршрута № 60 убрали участок улицы Чайковского и Крайняя. Автобус № 6 будет ходить не по улице Светлогорская, а по 9 мая и далее по Авиаторов. И это только половина "нововведений". В общем, одни убрали, другие изменили, третьи поменяли местами — запутали всех и запутались сами. И все это "с целью улучшения транспортного сообщения жителей". Назовите этих жителей поименно, кто из них просил организовать этот хаос, назовите, город инноваций должен знать своих героев.

Депутаты, как мы уже отмечали, узнали о разверзшейся реформе постфактум. Когда грянуло. Это многое говорит о включенности народных избранников в ткань управленческих решений, но это тема отдельного разговора. В общем, узналипрослезились и начали высказываться.

"Депутаты относятся к инициативе мэрии критически. Нам говорят, что положение не менялось десятилетиями, и жизнь ушла вперед. Наверное, это правда, и какие-то изменения нужны, но перемены должны идти на пользу людям, пока же они лишь вызывают недовольство, а этого быть не должно. Странная ситуация сложилась, когда ряд перевозчиков одновременно отказались обслуживать свои маршруты. Утверждается, что это произошло после того, как администрация города стала строго требовать от них выполнения условий договора. Но мы знаем, что к кому-то такие требования могут быть более строгие, к кому-то более лояльные. Ходят разные слухи и называются разные фамилии, кому из перевозчиков такая ситуация сыграла на руку. Я воспроизводить эти разговоры не буду, не имея полной информации. Но мы должны получить от профильных чиновников полную информацию, иначе возникнет необходимость самим депутатам более глубоко погружаться в подробности этой ситуации", — заявил депутат ГС Константин Сенченко.

Транспортная революция

Итак, начавшись с тихой отмены четырех маршрутов недореформа вылилась в масштабный передел. Красноярский политаналитик Александр Чернявский назвал случившееся "транспортной революцией".

"Это форменная революция, причем совершенная втихую! Отменить маршрут, потому что кому-то это вдруг стало невыгодно, мне кажется — это вообще верх управленческой импотенции", — заявил эксперт.

Как ни странно, революционный образ пришелся по нраву и самому идеологу транспортной реформы Сергею Еремину:

"Трансформация маршрутной сети — это маленькая революция для населения, я это понимаю. Но давайте посмотрим на ситуацию, в которой мы сейчас находимся. У нас маршрутная сеть функционирует более десяти лет. Она была сформирована в начале двухтысячных годов. Город рванул в своем развитии, а сеть осталась старая!"

Между тем, транспортная революция зашла в стадию "кровавого террора". Началось банкротство некоторых муниципальных предприятий. Так, арбитражный суд Красноярского края ввел процедуру наблюдения на муниципальном предприятии "Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие № 2", которое обслуживало несколько автобусных маршрутов. За КПАТП № 2 было закреплено три автобусных маршрута, два из которых — № 13 и № 76 — уже закрыты. Еще в апреле были расторгнуты контракты контрактов с ООО "КПАТП" и ООО "Игнатенко", которые занимались перевозками на самых длинных внутригородских рейсах № 79 и № 89. На маршруте № 31 без конкурса произошла замена перевозчика — вместо муниципального предприятия рейсы теперь обслуживает частник, а большие МАЗы заменены на "пазики".

Представители мелких перевозчиков говорят, что началась гонка на выживание. На плаву останутся лишь крупные перевозчики, которым выгодно сокращение длинных маршрутов и замена дублирующих.

Рынок, формировавшийся стихийно, до сих пор не удалось подмять под монополиста в виде единого оператора, наподобие "Жилфонда", только на рынке городских перевозок. С целью "улучшения транспортного сообщения жителей" почему бы не ввести в виде "Единой диспетчерской службы". Только сначала надо зачистить территорию и довести ситуацию до полной неразберихи, чтобы после явить спасителя. Эту версию вполне подтверждает следующее высказывание мэра:

"Перевозчики на маршрутах работают разные. И все это превращается в дикую, безумную погоню за рублем. Никакими регуляторами ты не заставишь их ехать по правилам".

Ищи кому выгодно

Между тем рынок перевозок кратно капитализируется. Сокращение длинных маршрутов приведет горожан к необходимости увеличивать затраты на поездку из пункта А в пункт Б. Уже сейчас мэрия предложила вариант решения в виде "экономической схемы". Так, стоимость первой поездки в автобусе – 21 руб., второй (при пересадке в течение 45 мин.) – 15 руб. Третья пересадка в автобусе вновь будет стоить 21 рубль. В то же самое время перевозчики ратуют за поднятие тарифа до 30 рублей за поездку, аргументируя это тем, что экономика бизнеса требует всех 60. Чувствуете, как интересно — в самом одесском смысле этого слова — становится на рынке транспортных перевозок?

Недовольство граждан, которых запутали новой маршрутной сетью и новыми правилами оплаты, в мэрии гасят десантами специалистов-контролеров, которые с раннего утра учат красноярцев новой транспортной "грамоте".

"Помимо информирования наши специалисты-контролеры ведут и серьезную аналитическую работу. Они смотрят наполняемость автобусов, интервал движения и востребованность конкретных маршрутов. Фиксируют замечания пассажиров, чтобы в дальнейшем учитывать их при возможной корректировке движения маршрутов", — сообщает руководитель департамента транспорта Дмитрий Петров.

На этот комментарий напрашивается законный вопрос: почему наполняемость автобусов, интервалы движения и востребованность маршрутов стали изучать уже после запуска реформы? Не только в идеальном городе нашей хрустальной мечты, а просто при запуске любого проекта такие расчеты и замеры делаются вначале пути, на берегу. Начав, например, с введения обязательной транспортной карты для всех категорий пассажиров и сбора статистики. Но видимо считали что-то другое, например, наши с вами деньги в наших с вами карманах.

Владимир Городницкий