Проект платных парковок в Красноярске можно сравнить с язвой. Когда его только внедряли в нашем городе, общественники и автолюбители были против новой системы. Одни не понимали, как она будет работать, другие не хотели платить, но "платные парковки" все же ввели. У красноярцев годами складывалась привычка: приехал, поставил машину у офиса и ушел на 8 часов. А ведь центр города как сердце живого организма с общепитом, различными ведомствами и организациями. Зажми его со всех сторон машинами, он и работать перестанет. Это понимали и власти Красноярска, поэтому взялись за дело: нашли подрядчика, были установлены паркоматы, знаки, закупили видеокамеры, которые фиксируют нарушения (в теории). Долго и мучительно, но все же приняли закон о штрафах.
Но спустя два годаподрядчики, компания "Инфоком" заявила, что проект убыточен — за парковки не платят, а обслуживание паркоматов стоит денег. И начали потихоньку отключать систему и пообещали закрыть проект, если система не изменится. Не справлялась и административная комиссия, которая фиксировала, оформляла и отправляла штрафы. Но в мэрии как будто не хотели слышать и знать проблемах, решение постоянно откладывали.
Меняется глава города, уходит Леонид Волков, который в администрации занимался этим вопросом. Новый мэр говорит, что "не намерен отказываться от проекта платных парковок". И тут происходит "чудо": красноярским водителям, которые не платили за парковку, вновь стали приходить штрафы. Мэрии и инвестору удалось договориться. Власти взяли за себя обязательства рассматривать по 250 дел о неоплате в неделю. В месяц – это больше тысячи. Паркоматы вновь открыли, но как с этим будет справляться комиссия пока неясно.
Водителей о таких переменах предупредить забыли. Сейчас штраф за неоплату парковки — от 300 до 800 рублей. За первое нарушение платить придется по минимуму, дальше уже больше. Следят за автолюбителями паркомобили. Их пока всего три, но если дело и дальше пойдет в гору, и инвестор будет получать прибыль, то их количество увеличат до 10.
Час парковки стоит 30 рублей. А в Москве, опыт которой будут перенимать красноярские чиновники, парковочное место обойдется в 60 и 80 рублей, в зависимости от района. Оплатить место в Москве можно разными способами: смс-сообщением, через веб-портал, мобильное приложение, электронным кошельком, наличными или по карте. И штраф там в разы больше – 2,5 тыс рублей. Однако столичные автомобилисты умудряются заклеивать номера и идти на другие хитрости, лишь бы не платить. За первые два года существования там проект было вложено более 16 млрд рублей из бюджета города. Поступления же в городской бюджет за это же время составили 3,5 млрд рублей.
Посмотрим, насколько успешно реализуются проекты платных парковок в Европе. Возьмем для примера Чехию. В Праге историческая застройка не была рассчитана на такое количество машин, которые сейчас ездят по узким улицам. Чтобы решить проблему с парковками и пробками в центре города власти ввели платные парковочные зоны, каждая имеет свой цвет.
Сначала парковки в Праге появились только в центре, а потом и по всему городу. И зачастую, иностранцы, которые приезжают на машинах или берут авто напрокат рискуют нарваться на штраф. Так как в Праге все парковки платные, не только в центре, но и в спальных районах.
Большую часть занимают именно синие зоны. Эти места предназначены для постоянных жителей района. И именно они приносят основной доход полицейским и эвакуаторам. Многие водители оставляют свои машины ненадолго, думая, что за 15 минут ничего не случится. Но чешская полиция очень хорошо работает. И ваш автомобиль заберут за считанные минуты, даже из спального района. Однако, в этой зоне вы можете свободно парковаться с 6.00 до 18.00. Машину точно не увезут на штраф стоянку. Также есть оранжевые зоны. С понедельника по пятницу с 8.00 до 18.00 придется заплатить. В остальное время оставить машину можно бесплатно. Максимальное время парковки в этой зоне два часа. Стоимость одного часа от 30-60 крон. Помимо этого, есть серая и зеленая зона со своими правилами. И нужно помнить, что максимальное время парковки в Праге – 6 часов.
Паркоматы установлены в каждой парковочной зоне. Автолюбители в Чехии дисциплинированные. И всегда оплачивают парковку. Чек кладут под лобовое стекло, чтобы сотрудник полиции мог его увидеть.
Если же его нет, то на стекле появится квитанция о штрафе, а на колесе блокиратор. В таком случае необходимо вызывать на место инспектора, контакты указаны в квитанции. После оплаты штрафа снимают все ограничения и можно ехать.
Зачастую автомобили за нарушение правил просто эвакуируют. Поэтому если вы не обнаружили машину, то придется ехать на штрафстоянку. Но в этом случае придется оплатить не только штраф – 500 крон, но и работу спецтехники – 1500 крон, а также услуги стоянки – 1450 за день.
Поэтому правила парковки в Праге лучше не нарушать. Так как это не только ударит по вашему карману, но и отнимет у вас много времени.
По какому принципу будут работать парковки в Красноярске, будут ли они четкими и удобными для горожан, нам остается пока только гадать.