Детский сад № 194 в Свердловском районе посещают дети с тяжёлыми нарушениями речи и слуха. Пятеро воспитанников слепоглухие. Дети развиваются наравне со своими сверстниками, ходят на занятия и готовятся пойти в обычную школу.
Это единственный детский сад в городе, в котором занимаются со слепоглухими воспитанниками, рассказали в главном управлении образования. При поддержке фонда "Со-единение" педагоги дошкольного учреждения прошли специальное обучение.
Для каждого особого ребёнка разработан индивидуальный образовательный маршрут. Дошколята с нарушениями слуха и зрения находятся рядом со слышащими детьми, для них проводятся занятия по особым методикам. В расписание включены обязательные уроки с дефектологом, сурдопедагогом и логопедом. Каждый воспитанник получает "домашнее задание". Педагоги отмечают, что без помощи родителей, постоянных занятий, успеха добиться трудно.
Занятия с такими ребятишками можно сравнить с обучением иностранцев, которые не знают русского языка. Сначала дети учат звуки, слоги, затем пробуют разговаривать, учатся считать и писать. Почти все сотрудники детского сада, даже младшие воспитатели, знают язык жестов – так проще общаться с "новичками". Однако его использование в детском саду не приветствуется. Сначала детям трудно привыкать к устной речи, однако они очень быстро втягиваются.
В детском саду дошколят не научат слышать и видеть. Но ребятишки смогут понимать речь, общаться с окружающими. Они развиваются наравне со своими здоровыми сверстниками, готовы к обучению, смогут жить полноценной жизнью. 90% выпускников детского сада продолжают обучение в обычных школах.
Особая гордость педагогов – шестилетняя Варя. У девочки проблемы со слухом и зрением. Она пришла в детский сад три года назад, не умела разговаривать, не различала даже отдельные звуки. Воспитатели отмечают, что Варя достигла поразительных результатов. Она превратилась в веселую девочку-болтушку, она умеет читать и писать. В следующем году девочка пойдёт в 1 класс обычной школы.
В Красноярске функционируют 14 детских садов для детей-аутистов, ребятишек со слабым зрением, слухом, проблемами опорно-двигательного аппарата, нарушениями интеллекта. В учреждениях получают образование почти 900 нуждающихся в особых условиях дошколят. В этом году в садиках открыты дополнительные группы для детей-аутистов и с синдромом Дауна, а также для воспитанников с тяжёлым нарушением зрения. В следующем учебном году новые группы для ребятишек-аутистов планируется открыть в дошкольных учреждениях № 50 и 249,
рассказала руководитель главного управления образования Татьяна Ситдикова.