Налоговый рудимент в Красноярске

Кто и когда отменит налог на транспорт

8 октября, KrasnoyarskMedia. Новости о повышении цен на бензин прочно вошли в топ информационной федеральной и региональной повесток. Мало кто при этом вспоминает, что в структуре бензинового платежа зашит акциз — скрытый налог на транспорт. Плюсуем к этому действующее транспортное налогообложение и получаем двойную стрижку купонов. Почему так случилось? ИА KrasnoyarskMedia разбирается в ситуации.

Для начала исторический экскурс. Память у нас короткая, а зря. Итак, после кризиса 2008‑го власти задумались о пополнении бюджета. Было объявлено о повышении транспортного налога (ТН) в два раза. Армия автовладельцев растет – пусть платят. Инициатива вызвала волну протестов. Власти дали заднюю и в 2009 году отказались от увеличения ставки транспортного налога.

Двойной оброк

Борьбу за полную отмену ТН с осени 2010 года возглавила Федерация автолюбителей России. ФАР предлагал компенсировать выпадающие доходы бюджета более справедливым налогом, по принципу "сколько ездишь – столько платишь", включив его в розничную цену топлива на АЗС. В этом случае выигрывали те, кто ездит мало, например, пресловутые "подснежники".

Шел 2011 выборный год, и власти страны разыграли красивую многоходовку. С одной стороны, Госдума, в преддверии переизбрания, отклонила сначала поднятие налога, а потом и включение акциза. Все для народа! Непопулярное решение взяло на себя правительство РФ. Уравновесив его снижением базовых ставок ТН вдвое. Естественно, что "подарок" народу преподнесли думцы. При этом регулирование ставок осталось в ведении регионов. Мол, хотите — снижайте. Все вопросы к губернаторам. Предложением воспользовались не многие. Однако ключевая проблема решилась — акцент ответственности за размер ТН переместили и рассеяли по регионам. Справедливости ради, Красноярский край оказался в числе немногочисленных, снизивших налог, на 20%. Вроде бы не принято у нас хвалить экс-губернатора Льва Кузнецова, но единственное снижение произошло именно во времена его правления.

Динамика цен на бензин

Динамика цен на бензин. Фото: ИА KrasnoyarskMedia

Нюанс, в 2011 году первый вице-премьер Сергей Иванов публично объявил, что транспортный налог будет отменен полностью, поскольку эксперимент с акцизом себя оправдал и сборы более, чем в четыре раза превысили собираемость по ТН. Таким образом, проблема наполнения "дорожного фонда" была решена. Но, как видим, обещание не выполнено до сих пор.

В настоящее время автовладельцы по сути находятся под двойным налогом, а владельцы большегрузного транспорта обременены еще и "Платоном", и налогом на имущество.

Куда уходят деньги

В европейских странах автомобиль -— дорогое удовольствие и автовладельцы платят существенные налоги. Однако они видят реальное применение своих платежей в виде эталонной дорожной инфраструктуры. Да и расстояния у них не сравнимы с российскими просторами. Куда уходят наши транспортные налоги, которых, согласно данным ФАС, в топливе скрыто порядка 65%? Они уходят в федеральный "дорожный фонд", и уже из него распределяются по субъектам, в зависимости от протяженности дорожной сети. Индекс плотности дорог относительно площади в нашем регионе гораздо ниже, чем, например, в европейской части страны — шоссе до Норильска у нас нет. Поэтому доля края в пироге из трехсотмиллиардного "дорожного фонда" составляет всего порядка 8 млрд ежегодно. Меньше 3%, учитывая, что Красноярский край второй по площади регион в России. Это деньги из наших платежей за бензин.

Снижение базовой ставки

Снижение базовой ставки. Фото: ИА KrasnoyarskMedia

Куда в таком случае уходит собственно ТН, составляющий по Красноярскому краю чуть больше 1 млрд рублей в год? Эти деньги распределяет правительство региона по районам края — всем сестрам по серьгам. По сути, деньги размазываются и на какие-то серьезные инфраструктурные объекты их очевидно не хватает. Если же вычесть из общей массы ТН процент собираемости, который ниже 100%, и расходы на его сборы – ведение базы, рассылка писем, зарплата налоговиков, судебные расходы — то эффективность побора вообще стремится к нулю.

В существующей ситуации нет никакой разницы целевой это налог или нет. Расходы бюджета на содержание, ремонт и строительство дорог все рано в несколько раз больше, чем поступления от транспортного налога. А потребности в десятки раз больше. По сути, налог явно избыточный, так как водители уже платят налог в виде акциза при покупке ГСМ, — комментирует ситуацию депутат Законодательного собрания Александр Глисков.

Прогрессивная "стрижка"

Если совсем углубляться в законодательные дебри, что ТН противоречит самому Налоговому кодексу. Это единственный прогрессивный налог в стране, ведь он разделяет граждан по категориям, считая, что у более богатых россиян -— более мощные машины, и с них нужно брать более высокий налог. Других прогрессивных налогов в стране нет. Более того, их внедрение каждый раз подвергается критике. Поскольку согласно пункта 1 статьи 3 НК, "законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения". В этом контексте не ясно, почему именно собственники мощных легковых автомобилей подвергаются финансовой дискриминации. Не владельцы заводов и пароходов, а именно автовладельцы. Неужели, автомобиль в России XXI века так и остался роскошью, а не средством передвижения?

Защитники ТН говорят, что мощные автомобили приносят больше износа асфальтовому покрытию. Но этот аргумент не выдерживает критики. Износ зависит от веса автотранспортного средства. Чем выше нагрузка на полотно, тем выше износ. Нам говорят, что мощные моторы вреднее для экологии. На самом деле вредны моторы устаревшей техники — по статистике она составляет в автопарке гражданского населения и в коммерческой эксплуатации более 50%. Основной негативный вклад в загрязнение атмосферы вносит коммерческая техника, те же "маршрутки". Их моторы работают практически круглосуточно. А налог, наоборот, в разы ниже. Парадокс.

Если мыслить с экологической точки зрения, то налоговая нагрузка в первую очередь должна была быть снята с электро— и гибридного транспорта. И такая возможность на уровне региона есть. Илон Маск, что думаешь об этом?

Впрочем, нам с вами прежде всего стоит спросить о перспективах упразднения дублирующего и не эффективного налога у думцев. Как мы помним, при введении акцизного сбора заявлялось, что размер акциза будет постепенно расти, а размер транспортного налога будет постепенно снижаться, вплоть до полного упразднения. Однако на практике выполняется только первая часть обещаний – акциз растет по намеченному в законодательстве плану. Ежегодный рост акциза в автомобильном бензине (рублей/литр): 2011 — 1,5, 2012 — 1,5, 2013 — 1,6, 2014 — 0,8, …, в 2019 -— 3,3. Таким образом, рост средних розничных цен на бензин по отношению к 2010-му составил в 2011 году + 7,7%, в 2012 году + 14%, в 2013 году + 21%, в 2014 году + 27%. В 2018 году + 97% на бензин и +154% на дизтопливо.

— В Госдуме рассматривались различные предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс и другие документы, связанные с изменением параметров либо отменой транспортного налога. Однако приняты не были. О причинах можно говорить много, но в целом транспортный налог, а точнее его параметры, это прерогатива регионов. Часть субъектов РФ устанавливают небольшие ставки налога, основываясь на собственной бюджетной обеспеченности и уровне жизни граждан. Красноярский край на сегодня во второй половине списка по ставкам налога – в крае они ниже, чем в большинстве других регионов. Что касается перспектив отмены транспортного налога, то, безусловно, этот вопрос находится в плоскости финансовой ситуации в стране и ее регионах. Думаю, что определенные решения будут приняты в ближайшие два – три года, — сообщил изданию Виктор Зубарев, депутат Госдумы от Красноярского края.

Что ж, учитывая, что "через 2-3 года" — как раз тот люфт, что отделяет Госдуму от следующего выборного цикла, вполне возможно, что депутаты вспомнят о былых обещаниях и разыграют очередную кампанию "по отмене ТН".

Владимир Городницкий

Загрузка...

© 2005—2018 Медиахолдинг PrimaMedia