Кухонный гарнитур заблестит: всего 1 трюк избавит от многолетнего липкого жира
04:00
Вы все время стирали вещи не правильно: 5 супертрюков выведут любые старые пятна с одежды
19 апреля, 19:20
Из-за холодильника в Красноярске полностью выгорела однокомнатная квартира
19 апреля, 18:00
Молодой житель Назарово устроил ДТП и пытался скрыться от инспекторов
19 апреля, 17:20
Запущена безналичная оплата проезда на пригородных маршрутах в Красноярском крае
19 апреля, 16:56
Поезд здоровья отправится в центральные и западные районы Красноярского края
19 апреля, 15:50
Во сколько красноярцам обходится витаминная корзина на неделю
19 апреля, 15:30
Почти целая улица сгорела в Манском районе
19 апреля, 15:19
На Красноярском водохранилище откололась льдина с рыбаками
19 апреля, 15:19
Снежная и ветреная погода ожидается 20 апреля в Красноярском крае
19 апреля, 15:02
Бывшему гендиректору красноярского фонда капремонта грозит тюремный срок
19 апреля, 15:00
Авиакомпания "Россия" запустила дополнительные рейсы из Красноярска в Хабаровск
19 апреля, 14:00
Лишь 1 из 70 осилит эти 3 хитровыдуманные загадки, вы же среди них?
19 апреля, 14:00
Для Красноярской клинической больницы №4 закупят более 150 единиц оборудования
19 апреля, 13:20
В Красноярском крае лишили двух мужчин гражданства за преступления
19 апреля, 12:55
В Красноярском крае подвели итоги трехдневного голосования на выборах президента России 20 марта, 11:00
Илья Зайцев: "Красноярцы разделяют политику президента и видят будущее России" 19 марта, 11:50
Международные эксперты: "Выборы проходят в идеальном формате" 15 марта, 16:00
Артем Речицкий: "Выборы станут проверкой зрелости нашего общества" 14 марта, 09:00
Алексей Додатко: "Главный вопрос выборов - будущее России" (ВИДЕО) 13 марта, 11:00
Производственный контроль с 1 сентября введут на рыболовных участках от Крыма до Приморья 4 марта, 07:25
Благо народа – истина последней инстанции 2 марта, 18:40
Благо народа – истина последней инстанции 2 марта, 18:40
Курс партии поддержан народом и общей политикой страны 2 марта, 18:40
За год квартиры в новостройках Красноярского края подорожали более, чем на 16% 9 февраля, 16:00
В Красноярск прибыл кандидат в президенты России от КПРФ Николай Харитонов 7 февраля, 11:50
"Рыбное" машино- и приборостроение в России демонстрирует яркие примеры импортозамещения 1 февраля, 09:40
С "черным небом" предложили бороться уборщицам 24 января, 22:24
"Лукойл" и "Норникель" создали компанию по добыче нефти 27 декабря 2023, 13:40
Михаил Котюков поддержал кандидатуру Владимира Путина на должность президента России 24 декабря 2023, 13:40

Монголия и Тува договорились о сотрудничестве в рамках "Енисейской Сибири"

Миссия выполнима: Губернатор Тувы «прорубает окно возможностей» в Азию
18 мая 2018, 09:25 Бизнес

Речь идет о транспортных и энергетических коридорах и других проектах, связывающих регионы "Енисейской Сибири" с Монголией и Китаем

Накануне завершился многодневный официальный визит делегации Республики Тыва в Монголию в составе руководителей министерств, представителей компании "Россети" и бизнес структур республики. Возглавлял делегацию лично Глава Тувы Шолбан Кара-оол. В Государственном дворце в дружественной обстановке прошла встреча Главы Тувы Шолбана Кара-оола и Президента Монголии Халтмаагийна Баттулги. В повестке дня — важнейшие инфраструктурные проекты, включая энергомост и транспортные коридоры между Россией и Монголией: железнодорожный, автомобильный, авиационный. К ним прибавилось обсуждение экологической проблематики, проектов в области туризма, создания совместных торговых и производственных предприятий.

О серьезности намерений принимающей стороны говорит состав ее участников. Это представители Правительства Монголии и крупного бизнеса, руководители всех ключевых министерств — внешних отношений, энергетики, обороны, продовольствия, сельского хозяйства и легкой промышленности, развития дорог и транспорта, окружающей среды и туризма, депутаты Великого Хурала Монголии, межпарламентской группы "Россия-Монголия", руководство железнодорожной компании Northern Railways.

Фото: ИА KrasnoyarskMedia

Министр обороны Нямагийн Энхболд тепло приветствовал Главу Тувы. — Я рад встрече на земле Монголии, ведь мы лично знакомы с Вами и должен сказать, что Тува — это настоящая сказка, — отметил министр. Тувинского губернатора принимали как высокого гостя из России, уполномоченного вести переговоры межгосударственного уровня. Кара-оола знают в Монголии не только как руководителя одного из российских регионов, а еще и как соратника "самого известного тувинца", министра обороны Сергея Шойгу, а значит — человека из команды Президента Владимира Путина. Высокий статус гостя из Тувы был подчеркнут дружеской "встречей без галстуков" на территории российского посольства с послом Искандером Азизовым.

Первая встреча руководителей Монголии и Тувы прошла в сентябре прошлого года во Владивостоке на полях Восточного экономического форума. Тува и Монголия — ближайшие соседи, связанные общей границей и многовековой совместной историей, культурой и традициями. Стороны договорились и далее развивать и укреплять добрососедские отношения, а также объединять усилия для строительства общей транспортной и энергетической инфраструктуры и логистики между Россией и Монголией.

Новые переговоры, уже в Улан-Баторе, вышли на новый уровень, приобрели практическую конкретику. Факторов, влияющих на рост взаимного интереса к реализации крупных совместных проектов, немало. Во-первых, в условиях постоянно растущего санкционного давления со стороны Запада, Россия только укрепилась в своем стремлении развивать экономическое сотрудничество с Востоком. Во-вторых, обсуждавшиеся ранее во Владивостоке проекты сильно продвинулись вперед, нарастили "мускулы и массу". И, в-третьих, главный переговорщик с российской стороны, Шолбан Кара-оол, приехал в Улан-Батор, облаченный новыми, более широкими полномочиями.

В марте текущего года руководители регионов Сибирского федерального округа утвердили Главу Тувы председателем Совета Межрегиональной Ассоциации "Сибирское Соглашение" (МАСС). Через месяц центральным событием Красноярского экономического форума (КЭФ-2018) стало подписание соглашения "Енисейская Сибирь" между Красноярским краем, Республиками Тыва и Хакасия. Эксперты называют этот проект полигоном для отработки взаимоувязанных проектов опережающего развития сибирских регионов, в том числе, для выхода на рынки Монголии и Китая. Именно такие мегапроекты, которые продвигают и лоббируют региональные лидеры, помогают решить "задачу столетия" — наладить эффективное восточное партнерство, совершить экономический разворот России на Восток. Как отметил глава Тувы, президент Монголии очень позитивно воспринял весть о создании "Енисейской Сибири" и поддержке проекта со стороны Владимира Путина. Сотрудничество, которое обсуждалось во Владивостоке, затрагивает интересы не только Тувы, но и Красноярского края и Хакасии. — Это четкий знак соседям активизировать встречное движение, — считает Кара-оол.

Фото: ИА KrasnoyarskMedia

В первую очередь речь идет об энергетическом транзите с территории "Енисейской Сибири", с ее развитой гидроэнергетикой, через Туву в Монголию, а также — о строительстве железнодорожного транспортного коридора. Тувинская делегация провела переговоры с Минэнерго Монголии по реализации проекта строительства энергокоридора "Россия — Монголия". Проект находится на стадии проработки. Компания "Россети" предлагает реализовать энергомост от Саяно-Шушенской ГЭС через Туву в Монголию. Это позволит значительно увеличить мощность монгольской энергосистемы, с запасом обеспечит потребности соседнего государства. Сейчас один киловатт, который поставляется из Китая, обходится монголам почти в 10 рублей. Россия готова построить энергокольцо через Туву в Монголию и далее, на Бурятию. За счет этого стоимость электроэнергии может упасть, как минимум, в полтора раза. Для Тувы это еще и дополнительные возможности развития своего энергокомплекса и шанс снизить цену для населения и предприятий.

Суть проекта — совместное закольцевание и переток мощностей электроэнергии между Россией и Монголией, прохождение этих линий через Туву от Саяно-Шушенского энергетического узла. В интересах производителей электроэнергии — Красноярского края и Хакасии, — расширить рынки сбыта с выходом на соседей из числа стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Для Тувы и Монголии кроме снижения стоимости электроэнергии, это еще и создание более безопасной и надежной сети энергоснабжения. Еще один аспект, напрямую связанный со строительством энергомоста — решение экологической проблемы международного уровня, спасение уникальной экосистемы озера Байкал. Предлагаемый российской стороной энергокоридор через Туву — лучшая альтернатива планам Монголии построить каскад ГЭС и гидроузел на реке Селенга и ее притоках, крупнейшем водном источнике озера Байкал.

Не меньшее значение придается обеими сторонами новому железнодорожному коридору из России — через Туву в Монголию и далее в Китай. Недавно Правительство РФ выпустило распоряжение о заключении концессионного соглашения в отношении объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта линии Кызыл — Курагино. Государство выдало беспрецедентные гарантии на страхование рисков бизнес структурам, которые будут участвовать в этом транспортном проекте. На высшем уровне подтверждена серьезность намерений довести до конца строительство железной дороги, которая свяжет Туву с Транссибом. В свою очередь тувинская ветка обеспечит Монголию и Китай новым коридором для выхода на разветвленную сеть российских железных дорог. Работы начнутся уже в конце 2018 года, дорогу планируют ввести в эксплуатацию в 2023 году.

Фото: ИА KrasnoyarskMedia

Монголия в 2017 году начала укладывать рельсы от Эрдэнэта на север, к тувинской части российской границы. "Стыковка обеих линий напрашивается сама собой. Транзит позволит в разы сократить сроки окупаемости инвестиций", — считает Кара-оол. При этом совершенно очевидны выгоды для развития в целом и территорий Монголии, и "Енисейской Сибири", да и других регионов Сибири и Дальнего Востока, обладающих несметной сырьевой базой и огромным промышленным и производственным потенциалом.

На переговорах в Монголии незримо присутствовал еще один потенциальный участник этого мегапроекта — Китай, который рассматривает железную дорогу Кызыл — Курагино как один из вариантов евроазиатского направления нового шелкового пути в рамках проекта "Один пояс — один путь". Два года назад в Пекине состоялись трехсторонние консультации по вопросу реализации программы создания экономического коридора Россия — Монголия — Китай. Тогда российская и монгольская стороны предложили приоритетный проект северного железнодорожного коридора, идущего от Курагино через Туву и Монголию в китайские Пекин и Тяньцзинь. Протяженность тувинского участка от города Кызыл — около 300 км, на монгольской стороне нужно будетпроложить 560 км путей. Во время обсуждения перечня проектов на трехсторонних экспертных консультациях в Москве в августе 2017 года, в частности, прозвучало, что Азиатский банк развития готов инвестировать в "Северный железнодорожный коридор" около 3млрд. долларов. Присоединение к транспортным сетям Монголии и Китая превращает эту дорогу в самый короткий путь, ведущийизРоссии к рынкам АТР. По оценкам специалистов, после строительства железной дороги, транспортное плечо для экспорта до ключевых центров деловой активности сократится на тысячи километров. Новый железнодорожный коридор сможет обеспечить дополнительный выход российской продукции на азиатский континент, превратит Туву и Монголию в важных участников трансграничного экономического сотрудничества.

На встречах в Улан-Баторе продолжились обсуждения автомобильного коридора Красноярск — Абакан — Кызыл и далее через пункт пропуска "Хандагайты" — в Монголию (города Улаангом и Ховд) и Китай (город Урумчи). Развитие данной трансграничной автомагистрали тесно связано с реконструкцией и обустройством автомобильного пункта пропуска "Хандагайты-Боршоо", с приданием ему многостороннего статуса. Для автотранзита из Красноярска, Хакасии и других регионов получается крайне выгодный и перспективный маршрут в Китай через Туву и Монголию. Это еще один выгодный проект, представляющий большой интерес для регионов "Енисейской Сибири". В том числе, для малого и среднего бизнеса, который специализируется на автоперевозках, торговле, туризме. По взаимному убеждению "переговорщиков", высокая мобильность должна стать нормой жизни как для бизнеса, так и и для простых людей с обеих сторон границы. Тува уже серьезно продвинулась в реализации этого проекта. Изменен маршрут федеральной трассы "Енисей", которая теперь напрямую выходит к КПП "Хандагайты — Боршоо" на границе Тувы с Монголией. С 2017 года началась реконструкция трассы и обустройство придорожных объектов, которые должны оживить транспортный поток в сторону Монголии через западную часть Тувы. Кроме того, Тува добилась для своей таможни возможность декларировать товары, востребованные у соседей. Уже в этом году республика готова экспортировать деловой лес и пиломатериалы, в которых нуждаются приграничные аймаки Монголии. С руководством аймаков прошли переговоры. Намечены также поставки яиц и мяса кур Кызылской птицефабрики, других продовольственных и промышленных товаров из регионов "Енисейской Сибири".

Близится к завершению создание еще одного, — воздушного транспортного коридора. В столице Тувы после капитальной реконструкции заработает новый аэропортовый комплекс. За счет модернизации взлетно-посадочной полосы уже готовы принимать воздушные суда любых типов. Сейчас руководство Тувы работает с Минтрансом РФ над вопросом включения аэропорта в перечень международных и открытия там многостороннего пункта пропуска. После этого Тува сможет расширить географию полетов в Монголию (Улан-Батор, Улаангом) и Китай (Пекин, Урумчи). Принципиальное согласие Минтранса получено, идет работа с документацией, проводятся работы на объекте. Создается пункт пограничного пропуска, приобретается спецоборудование для оснащения зон контроля пассажиров международных рейсов, багажа и ручной клади. Как сообщил Шолбан Кара-оол, одной из тем переговоров в столице Монголии был вопрос поиска заинтересованного авиаперевозчика для международных авиарейсов Улан-Батор — Кызыл. С открытием международных рейсов в Туве рассчитывают увеличить общий пассажиропоток в 7,4 раза, с нынешних 33,7 тыс. человек до 249,3 тыс. к 2030 году. Продвижение этого проекта окажет заметное влияние на социально-экономическое развитие всех регионов, включая повышение комфорта для ведения бизнеса, рост инвестиций, создание новых рабочих мест, развитие сферы туризма, о чем также шла речь в Улан-Баторе. Как отметили стороны, Туве и Монголии есть, что предложить друг другу, есть, чему поучиться в деле организации международного туризма.

Одна из перспективных идей Правительства Тувы связана с организацией совместного российско-монгольского предприятия по производству мясопродуктов на основе глубокой переработки мясного сырья. По оценкам специалистов, экологически чистая продукция будет иметь большой спрос в России. Проект можно реализовать на условиях частно-государственного партнерства, привлекая ведущие монгольские и российские компании. В свою очередь Монголии выгодно выйти на огромный российский рынок сбыта животноводческого сырья, оказав тем самым большую поддержку своим скотоводам и производителям мяса. Вопрос находится в стадии изучения заинтересованными сторонами.

Глава Тувы отметил высокую результативность прошедших встреч: "Президент Баттулга и Правительство Монголии, министры, с которыми мы встречались, поддерживают сближение наших государств и регионов. В возможности стать регионом-транзитером монголы, как и мы, видим громадный потенциал развития и интеграции в мировую экономику". — Активное расширение сети общих дорог и каналов партнерских связей — это самый надежный путь к благосостоянию наших народов, в этом мы единомышленники. Будем продолжать работать над этой задачей, — подытожил монгольские встречи Шолбан Кара-оол.

1526624717