С одной сетки 50 кг урожая: "секретная" подкормка даст взрывной рост картофеля на грядках
18 апреля, 19:20
В Красноярске выявили очередную партию зараженных овощей и фруктов
18 апреля, 18:00
В Красноярске СК завёл дело о коррупции на сотрудника управления миграции МВД
18 апреля, 17:36
Единовременные выплаты для добровольных пожарных из Красноярского края вырастут в 10 раз
18 апреля, 17:20
В Бородинском районе курьер мошенников забрал у пенсионеров более 2 млн рублей
18 апреля, 16:30
Жители Рыбинского района заплатят 200 тысяч рублей за лесной пожар
18 апреля, 15:41
Под Красноярском микроавтобус влетел в фонарный столб, водитель погиб на месте
18 апреля, 15:00
19 апреля в Красноярском крае прогнозируют шквалистый ветер 25 м/с и сильный дождь
18 апреля, 14:42
На станции Минино грузовой поезд сбил двоих человек
18 апреля, 14:00
В СССР у всех школьников от этой 1 загадки крышу сносило, а вы сможете отгадать?
18 апреля, 14:00
Доходы Красноярского края почти достигли 380 млрд рублей
18 апреля, 13:20
Руководителем Стройнадзора Красноярского края стал Александр Вишняков
18 апреля, 12:46
В Назаровском районе отремонтируют подъезды к трём сёлам за 164 млн рублей
18 апреля, 12:17
В Рыбинском районе аннулировали водительские права у мужчины с психическим расстройством
18 апреля, 12:00
Железногорец за жестокое убийство 16-летней девушки отправится в тюрьму на 21 год
18 апреля, 11:38
В Красноярском крае подвели итоги трехдневного голосования на выборах президента России 20 марта, 11:00
Илья Зайцев: "Красноярцы разделяют политику президента и видят будущее России" 19 марта, 11:50
Международные эксперты: "Выборы проходят в идеальном формате" 15 марта, 16:00
Артем Речицкий: "Выборы станут проверкой зрелости нашего общества" 14 марта, 09:00
Алексей Додатко: "Главный вопрос выборов - будущее России" (ВИДЕО) 13 марта, 11:00
Производственный контроль с 1 сентября введут на рыболовных участках от Крыма до Приморья 4 марта, 07:25
Благо народа – истина последней инстанции 2 марта, 18:40
Благо народа – истина последней инстанции 2 марта, 18:40
Курс партии поддержан народом и общей политикой страны 2 марта, 18:40
За год квартиры в новостройках Красноярского края подорожали более, чем на 16% 9 февраля, 16:00
В Красноярск прибыл кандидат в президенты России от КПРФ Николай Харитонов 7 февраля, 11:50
"Рыбное" машино- и приборостроение в России демонстрирует яркие примеры импортозамещения 1 февраля, 09:40
С "черным небом" предложили бороться уборщицам 24 января, 22:24
"Лукойл" и "Норникель" создали компанию по добыче нефти 27 декабря 2023, 13:40
Михаил Котюков поддержал кандидатуру Владимира Путина на должность президента России 24 декабря 2023, 13:40

Постой, паровоз

Неладно что-то в королевстве РЖД
6 декабря 2017, 13:45 Общество

Цифра травмированных в транспортных происшествиях в зоне движения поездов в 2016 году остаётся шокирующей – более 2,6 тыс человек, из которых более 1,8 тыс погибли. Однако печальная статистика не ограничивается только попавшими под поезд людьми и ДТП с участием составов.

Марк Твен утверждал, что "существует три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика". Статистика удобна тем, что позволяет манипулировать цифрами и, соответственно, общественным мнением. Удобна она и тем, что даёт возможность подчёркивать "правильные" цифры и замалчивать "неудобные". Поэтому, когда читаешь реляции РЖД о снижении за год количества травмированных людей в зоне движения поездов на 6%, безусловно, радуешься столь оптимистической статистике. А бюджет РЖД только на обеспечение безопасности на железных дорогах России — 100 млрд рублей – тоже впечатляет.

Однако абсолютная цифра травмированных в транспортных происшествиях в зоне движения поездов в 2016 году остаётся высокой – 2673 человека, из которых 1802 погибли. Не проходит и месяца, чтобы не поступало информации о проблемах в инфраструктуре РЖД: обрыве контактной сети, сходе вагонов с рельсов, возгораний локомотивов, размытии насыпей и других бедствиях. Однако обобщённых данных по всем видам ЧП РЖД не публикует.

Эту работу за госкомпанию сделал транспортный портал Vgudok, который опубликовал карту ЧП на железных дорогах в 2017 году (карту можно посмотреть по ссылке). Портал отмечает, что каждое ЧП – это срыв графиков движения поездов, несоблюдение сроков доставки грузов, выплата неустоек и компенсаций, ремонты полотна и подвижного состава. И ни РЖД, ни иная другая структура в России ещё не сделала сводный анализ ущерба, в том числе и в денежном выражении, которые наносят такие ЧП как самой компании, так и стране в целом.

В чем причина такого впечатляющего количества аварий и катастроф на инфраструктуре РЖД? Если взять, например, такую категорию происшествий, как сход составов с рельсов, то специалисты обращают внимание на два основных фактора: износ или низкое качество рельсов и технические проблемы подвижного состава, в первую очередь локомотивов.

В этой связи интерес представляют данные из инвестпрограммы и финплана РЖД на 2018-2020 годы по приобретению тягового подвижного состава. За три года компания планирует потратить более 280 млрд. рублей, закупив 2077 локомотивов. Это, конечно, позитивная новость, учитывая тот факт, что локомотивный парк компании, превышающий 20 тысяч единиц, действительно требует серьёзного обновления.

Между тем у РЖД в 2015-2017 годах уже был опыт закупки подвижного состава за счёт средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). Реализация проекта с использованием 60 млрд рублей Фонда, по замыслу менеджеров госкомпании, должна была улучшить ситуацию с безопасностью на железных дорогах, однако, как ни странно, привела к обратным результатам. Как указывают аудиторы Счётной палаты, проводившей ревизию проекта, количество нарушений условий безопасности движения за это время на 15 %. "По итогам 2014 года были зафиксированы 86 случаев нарушения условий безопасности движения железнодорожного транспорта, по итогам 2016 года -99 случаев", — говорится в отчете. И далее приводится неутешительная статистика: увеличение числа аварий – на 100%, сходов железнодорожного подвижного состава на перегонах и железнодорожных станциях — в 3,7 раза, столкновений железнодорожных подвижных составов — на 28,6%, падений на путь деталей локомотива — на 100%, несанкционированных движений подвижного состава — на 100%, пожаров — в 2,5 раза. То есть деньги пенсионной "кубышки" страны были потрачены впустую, а аварии ложились тяжёлым бременем на бюджет самого РЖД и – косвенно – на бюджет страны, так как зачастую государство в лице МЧС и региональных властей вынуждены заниматься ликвидацией последствий происшествий на железнодорожном транспорте.

Возможно, у монополии не хватает средств для модернизации инфраструктуры? Однако на текущий год РЖД получили дополнительную целевую индексацию тарифа на грузоперевозки в 2% для финансирования капремонтов инфраструктуры, то есть порядка 26 млрд рублей. В эту сумму входят, в том числе, и работы по обеспечению безопасности на переездах. РЖД, к сожалению, не публикует информации об объеме такой программы, однако по косвенным данным, например, публикации "РЖД-Партнёр", можно предположить, что на них может выделяться не менее 300 млн. рублей в год. Тем не менее, как рапортует пресс-служба РЖД, только за 8 месяцев 2017 года произошло 182 происшествия, в том числе шесть столкновений поездов и автотранспорта. Это на 40%больше, чем за весь 2016 год, и погибло в этих авариях 37 человек (за 8 месяцев 2016 года – 25 человек). И даже старший вице-президент РЖД, начальник ЦДИ Геннадий Верховых, в ведении которого как раз и находится безопасность на стальных магистралях, после сентябрьского ДТП с поездом и самосвалом в Ханты-Мансийском автономном округе признал, что "статистика неутешительная и хочется, чтобы она развивалась в другую сторону".

Данные портала Vgudok, отчёт государственных контролёров говорят о том, что, несмотря на миллиарды рублей, потраченных монополией на различного рода программы и концепции, количество ЧП на железных дорогах страны продолжает неуклонно расти. И может быть правительству, которое является основным акционером РЖД, стоило бы не принимать на веру всё новые и новые запросы менеджмента по увеличению бюджетов на различные проекты по безопасности, а сначала провести их независимую экспертизу и проверить эффективность уже потраченных средств. Вплоть до дисциплинарной ответственности и соответствующих кадровых решений.

Владимир Городницкий.

1512557159