Политика. 22 ноября, 14:40

Новые красноярские сплетники

Станут ли телеграм-каналы ударным оружием предстоящих выборных кампаний

22 ноября, KrasnoyarskMedia. В Красноярске бум политических телеграм-каналов. Новые "анонимные политаналитики" появляются чуть ли не каждый день, взахлеб рассказывая подписчикам сплетни из "серого дома" и мэрии. Эксперты ИА KrasnoyarskMedia размышляют, кто стоит за всплеском моды на политических инсайдеров.

До конца августа нынешнего года красноярские политические телеграм-каналы (ТК) существовали в зародышевом состоянии. Продвинутые пользователи читали "про политику" у московских Незыгаря, Методички, Давыдов.Индекс. А потом, словно кто‑то открыл невидимый шлюз и за несколько дней до отставки Виктора Толоконского повылупились местные знатоки подковерных интриг. Сегодня красноярскую анонимную вольницу в телеграм представляет несколько десятков каналов и только у одного из них есть опознаваемый автор: канал "ПрАпАлитику", не скрываясь, ведет журналист Андрей Агафонов. Все остальные — анонимные. Более того, дважды в неделю каждый из них рассказывает про то, кто стоит за тем или иным ТК. Среди наиболее популярных: "Красноярскгейт", "Красноярский говорун", "Горком 2.0", "Твоя бывшая мэрия", "Канал имени реки", "Красноярский караульный", "Красноярский смотрящий", "Нетолмачев", "Красноярский инсайдер". Правда, популярность здесь исчисляется в других цифровых значениях, нежели в Инстаграме или Вконтакте. Если в Инстаграм монетизация начинается от 10 тыс подписчиков, то ТК с 2 тыс подписчиков уже считается успешным проектом. Численность наиболее читаемых красноярских "анонимов" пока не превышает 200 человек.

По мнению Даниила Запятого, аккаунт-директора агентства SNMG (Москва), есть два основных фактора, вызвавших "бум" политических телеграм-каналов. Первый фактор, объективный – это предстоящие выборы у нас в Красноярском крае. В 2018 предстоит выбирать губернатора, горсовет, как минимум одного депутата ЗС, и это не считая самой главной федеральной кампании. В преддверии выборов все, кто считает себя экспертом, политтехнологом или консультантом, пытается поднять собственную капитализацию, заново "продать" себя потенциальным заказчикам. И платформа Telegram с ее возможностью создавать каналы, в том числе анонимные, это просто новая возможность для подобного самовыражения околополитического сообщества. Второй фактор — субъективный: людям свойственно получать удовлетворение от прикосновения к "тайному", к "инсайдам" из кабинетов и коридоров власти. Каким бы на самом деле ни было качество этих инсайдов и этой политической аналитики. Раз есть спрос и есть технологическая платформа — будут и предложения, — считает эксперт.

Виктор Потуремский, гендиректор Центра стратегического планирования (Москва) считает, что телеграм-каналы — не только удобный инструмент политических кампаний, но и новый вызов СМИ. Телеграм-каналы — то самое "новое медиа", про которое так долго говорили. Нигде вы не сможете сделать настолько молниеносный информационный вброс или обсудить животрепещущие темы открыто и без недомолвок. Это серьезный вызов. Анонимность ТК — его ключевая особенность. С одной стороны, она снижает доверие, но с другой, читатели таких каналов — искушенная публика, по сути эксперты, способные самостоятельно фильтровать информацию и выбирать, чему верить, а чему нет, — говорит Виктор Потуремский. По его мнению, свято место пусто не бывает. — СМИ теперь стали боязливы, официозны и самоцензурируемы. ТК — нечто среднее между "советской кухней" и пресловутыми кулуарами, с тем отличием, что эти кулуары рафинированы и доступны большему кругу лиц, но тем не менее понятны в полной мере только элитной и привилегированной аудитории. Там обсуждаются значимые вещи, например, выборы в горсовет или расклад сил в правительстве. И читают эти каналы, поверьте, в том числе и высокопоставленные чиновники. Когда в новостях региональных телеканалов появятся отсылы на телеграм – например, как сообщает (условный) ТК "Крайком 3.0" — в местной политике происходит то-то и то-то. ТК "Крайком 3.0" считает, что это хорошо (или плохо). Этот момент можно будет считать полной и безоговорочной победой ТК в качестве "новых медиа". И наступит он, я думаю, очень скоро, — прогнозирует собеседник агентства.

Красноярский политаналитик Андрей Копытов говорит, что пока красноярские ТК работают в надежде на будущую монетизацию. Сейчас идет разогрев, пропитывание аудитории, проверка обратной связи и форматов подачи. А дальше, очевидно, будет попытка монетизации, с началом зимы начнутся смотрины, заключения договоренностей, оценка влияния и стоимости услуг. Я считаю, что некоторые из ТК смогут стать мечтой блогера – сидеть у компьютера и получать за это большие деньги, — отмечает аналитик.

Добавим, Красноярск — далеко не первый регион, "оккупированный" анонимными "сплетниками". Практика других регионов, где губернаторские выборы прошли в 2017 году, показывает, что в течение нескольких месяцев после главного политического события региона весь рынок региональных политических телеграм-каналов обычно схлопывается до 3-4 основных, получивших признание и популярность. Остальное уходит в небытие, либо остается с 50-150 подписчиками.

Владимир Городницкий.

вступай в группу "Все новости Красноярска" в Whatsapp

Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей

Подпишитесь на нас в соцсетях и мессенджерах

 

© 2005—2017 Медиахолдинг PrimaMedia