Общество. 07 ноября, 13:35

Смертельно опасные уроки

Кто виноват в детских смертях на занятиях физкультурой

7 ноября, KrasnoyarskMedia. В 2016 году каждый день учебного года становился последним для одного российского школьника. Таковы данные статистики: в прошлом году 211 школьников скончалось прямо на уроках физкультуры или после них. В 2017-м ситуация изменилась в худшую сторону. С начала учебного года уже произошло несколько трагических случаев, два из которых в Красноярском крае. ИА KrasnoyarskMedia разбирается, почему уроки физкультуры стали смертельно опасными, и нужно ли обвинять в произошедшем лишь преподавателей.

Две гибели — десятилетнего мальчика во время урока физкультуры в красноярской школе № 12 и тринадцатилетнего подростка в ачинской школе — потрясли общественность. Однако красноярские трагедии лишь дополнили общероссийский список. На прошлой неделе третьеклассница из Читы сломала на физкультуре позвоночник. Учитель заставил ее делать кувырок. Девочка отказывалась, понимая, что ей не справится. Физрук пригрозил двойкой. Гимнастический переворот через голову оказался неудачным. Пострадавшей стало "трудно двигаться и дышать". Вместо оказания первой помощи и вызова врачей заплаканную девочку заставили "досиживать" урок. Ребенка в больницу повезла мать и уже там медики диагностировали перелом. При этом школьный врач предположила, что перелом у третьеклассницы "мог быть врожденным". А преподаватель физкультуры сказал, что действовал "согласно учебному плану".

Под грифом "секретно"

Комментируя случившееся в Красноярске и других российских городах, министр образования РФ назвала шокирующие цифры.

— У нас 211 человек погибли в прошлом учебном году на физкультуре,

— призналась министр.

По мнению чиновницы, виной тому политика защиты персональных данных.

— У нас нет медицинских карт, мы не знаем, чем болен ребенок, — пояснила Васильева.

О здоровье детей учителя сейчас действительно знают мало или почти ничего. С 2012 года медицинские карты в школах принимают только в том случае, если об этом попросят сами родители либо проблема выявится во время медосмотров. Между поликлиниками и школами нет никакой обратной связи.

Недосмотр

Медосмотры проходят в школах ежегодно. По их результатам учащимся выставляется группа здоровья, которые определяют ту или иную физкультурную группу. Если выявляется патология, школьника отправляют на дополнительные обследования.

— Мне сложно судить о качестве медосмотров, но с моим сыном произошла следующая ситуация. На медосмотре никаких отклонений не выявили. Однако спустя несколько недель у подростка случился скачок давления. Это произошло в школе. Сын пожаловался на головную боль. Его отправили в медкабинет, где… измерили температуру. И все. Уже дома мы сами измерили давление и вызвали скорую помощь, — рассказывает мама учащегося одной из красноярских школ.

По словам Лианы Сюткиной, специалиста отдела организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях, ежегодно во время медосмотра дети сдают общий анализ крови, анализ крови на глюкозу и общий анализ мочи. В зависимости от возраста школьники сдают также ЭКГ и УЗИ. Первый в 7, 10, 14, 15, 16, 17 лет.

Чтобы пройти настоящую, не для галочки, диспансеризацию нужен целый день, а то и два-три. Судите сами: только для расшифровки кардиограммы поликлинике требуются сутки. Школы, со своей стороны, проводя эти осмотры, стремятся свести "прогулы" уроков к минимуму. К тому же после оптимизации во многих районных поликлиниках остались далеко не все специалисты. Потому и проводятся подобные мероприятия зачастую формально. В результате все чаще встает вопрос о том, чтобы родители обследовали детей самостоятельно, в платных медучреждениях. Многие ли смогут позволить себе обратиться в платную клинику? А для настоящего полноценного осмотра порой требуется глубокое исследование. Ведь школьники умирают на физкультуре не от проблем со зрением или слухом, а по причине серьезных заболеваний, о которых их родители даже не подозревали.

— Существует 4 физкультурные группы: основная, подготовительная, специальная и лечебная. Основная масса обучающихся — по Красноярскому краю это 83% — в основной группе, 11% — в подготовительной, еще по 2% приходятся на специальную и лечебную. В первую группу входят те, у кого нет нарушений в состоянии здоровья, которые не имеют хронических заболеваний или серьезных отклонений. Вторая группа — это небольшие отклонения, нагрузка у них слабее, чем у 1-й группы. Специальная и лечебная группы предназначены для детей с серьезными заболеваниями. Эти группы занимаются отдельно от основной и подготовительной — либо под присмотром специально обученного педагога, либо в медицинском учреждении, — рассказала эксперт.

Однако присвоение группы не является страховкой от несчастного случая. Может случится обострение или болезнь может прогрессировать. Какие-то проблемы могут быть просто не выявлены достаточно узким перечнем исследований, входящих в медосмотр. Или появились уже после, например, в результате осложнения после банального ОРВИ.

Сердечные проблемы помолодели

Среди 211 смертей во время уроков физкультуры прослеживается закономерность. В большинстве случаев причиной трагедии стали сердечные заболевания или травмы, полученные прямо на уроке — повреждения головы, шеи, груди и области живота. Что касается "сердечных" случаев, то они делятся на два вида. Первый — сотрясение сердца (сбой сердечного ритма от удара в грудь, например, в результате падения или попадания мяча). Второй — внезапное поражение миокарда (сердечная мышца) из-за уже имеющихся проблем, которые до этого не были выявлены.

По мнению Рената Акчурина, академика РАН, руководителя отдела сердечно-сосудистой хирургии НМИЦ кардиологии — у детей все чаще находят "взрослые" сердечные заболевания.

– Болезни сердца – это не удел старшего поколения. Дети с сердечными проблемами встречаются сейчас так же часто, как и взрослые. Но ребята в отличие от взрослых не всегда умеют объяснить, что с ними происходит. Если у ребенка наблюдаются периодические приступы слабости, возникает желание прилечь после активной физической или умственной нагрузки, отмечаются синюшность кожных покровов, одышка или отечность, если ребенок хотя бы один раз терял сознание – его срочно надо вести к врачу,

— советует Ренат Акчурин.

Чистая импровизация

Представители сферы образования склонны винить в сложившейся ситуации родителей, которые не сообщают в школу о недугах детей, а также закон, запрещающий передачу данных из поликлиник в учебные заведения. В свою очередь у родителей есть вопросы к организации учебного процесса.

С 2010 года нагрузка по физкультуре у школьников увеличилась на треть — с 2 до 3 часов в неделю. Зачастую уроки совмещаются. В минобре края пояснили, что это не приветствуется, но и не запрещается. Как известно, школам сейчас предоставлена большая самостоятельность в выборе количества учебных часов, причем коснулось это не только математики, литературы и физики с химией, но и физкультуры. Каждый учит детей быть спортивными по-своему — учитель физкультуры может на 30% увеличивать общепринятую программу. Кто-то практикует закаливание, выводя учеников в майках и трико на улицу при +10 гардусах, кто-то вводит экзотические виды спорта, вовлекая в это и мальчиков, и девочек. К тому же недавно вернулась "система ГТО", нормативы которой по замыслу чиновников должны сдавать все школьники. Многие родители это приветствуют. Ведь сегодня значок ГТО добавляет баллы к ЕГЭ.

P. S. Количество детских смертей в школах подтолкнул Минздрав лишь к незначительным реформам. С 1 января 2018 года вступит в силу приказ, согласно которому результаты регулярных профилактических осмотров детей будут направляться сотрудникам школы. Причем с рекомендацией, насколько интенсивно конкретному ребенку можно заниматься физкультурой. Возможно школы обяжут иметь дефибрилляторы. В Госдуму планируется внести проект закона о дополнительных местах размещения аппарата. В этот список могут войти учебные заведения — такой вариант рассматривается.

Владимир Городницкий

вступай в группу "Все новости Красноярска" в Whatsapp

© 2005—2017 Медиахолдинг PrimaMedia