Бизнес. 20 октября, 13:15

Троллейбусы и трамваи Красноярска скоро доедут до конечной

Развитию электротранспорта в Красноярске мешает автотранспортное лобби

20 октября, KrasnoyarskMedia. Красноярский ученый, теоретик катастроф Рэм Хлебопрос в своих последних интервью говорил, что треть вредных выбросов в атмосферу Красноярска на "совести" автотранспорта. Если электромобили до сих пор остаются в сознании сибиряков дорогой игрушкой калифорнийских миллионеров, то электротранспорт имеет долгую и вполне успешную историю на службе общественных перевозок как в России, так и в Сибири. Однако в последние десятилетия парк электротранспорта переживает упадок и деградацию. КрасноярскМедиа разбирается, станет ли необходимость решать экологические проблемы стимулом для его развития.

По данным департамента транспорта, износ парка городских троллейбусов составляет 96%, трамвайных вагонов — на 94%. По сути, катастрофа. В 2017 году ни городской, ни краевой бюджет не выделяли средств на покупку новых единиц.

— В текущем году работа была направлена на поддержание инфраструктуры городского электротранспорта: капитальный ремонт трамвайных путей, инженерных сооружений

, — пояснила пресс-секретарь ведомства Светлана Арсентьева.

В то же время представитель ведомства отметила, что обновление ожидается в преддверии Универсиады. Например, во время подготовки к Универсиаде в Казани было закуплено 30 троллейбусов и 30 трамваев.

— Распоряжением правительства Красноярского края от 01.09.2014 № 635-р утверждена комплексная региональная программа "Благоустройство и инфраструктурное развитие города Красноярска в период подготовки к проведению ХХIХ Всемирной зимней универсиады 2019 года". В рамках данной программы продолжается ремонт трамвайных путей на пр. имени газеты "Красноярский рабочий" по классической технологии, — сообщила г-жа Арсентьева.

Восемь на миллион

Еще в ноябре 2016 года министр транспорта Сергей Еремин рассказывал, что город подал заявку на приобретение 200 автобусов, 50 троллейбусов и 7 трамваев. Власти обещали начать закупку уже в 2017 году. Сейчас приобретение электротранспорта ушло на следующий год. Более того, заявленные объемы изрядно урезали.

— Мы стоим за обновление и расширение электропарка, который у нас изношен более чем на 90%. Обращались в Заксобрание и к губернатору, потому что у города таких средств нет. Просили закупить 51 троллейбус и 15 трамваев. Недавно получили письмо, что в рамках Универсиады нам закупят троллейбусы. Восемь (!) штук. На весь миллионный Красноярск

, — возмущается депутат Горсовета, начальник службы пути МП "Горэлектротранс" Нина Михалева.

Михалева считает, что развитию электротранспорта в Красноярске мешает не отсутствие средств, а мощное автотранспортное лобби: "Проблема в том, что во властных структурах есть мощное лобби, которое продвигает именно автобусы, их закупают, выделяют субсидии".

По мнению депутата, альтернативой электробусам являются троллейбусы нового типа, способные преодолевать 20 километров без внешних источников питания.

— Электротранспорт мог бы сыграть положительную роль в улучшении экологической обстановки Красноярска даже при той сети, которая есть сейчас. Для этого нужно приобретать троллейбусы нового типа. Мы сможем их использовать на маршрутах через 4 мост. Очень хорошо зарекомендовали себя и трамваи на правом берегу. Летом, в период активного ремонта проспекта имени газеты "Красноярский рабочий" горожане с удовольствием пользовались трамваями, даже выручка возросла. И как показывает практика, загрязнение воздуха там, где есть рельсовый транспорт заметно ниже, чем, например, в Советском районе. А ведь разобранная линия через Октябрьский мост по задумке архитекторов могла быть протянута в мкр. Северный, связывая два берега. К тому же наличие на острове Татышев рельсового транспорта — по-настоящему экологичное решение, — считает Михалева.

У эколога-общественника Сергея Шахматова другой взгляд на развитие электротранспорта.

При существующей структуре выбросов электротранспорт ничего не решит. Это дорого и долго. Эффективное с экономической и временной позиции решение в улучшении экологической обстановки с помощью транспортных мероприятий заключается буквально в нескольких направлениях. Первое – это обновление подвижного состава общественного транспорта с учетом экологического класса – не ниже ЕВРО-5. Постепенно, скажем 10-15% парка ежегодно. Второе – улучшение качества топлива. По нашим замерам и мониторингу, топливо класса К-5 продает только Газпромнефть и бывший "Магнат". В основном это бензин производства Омского НПЗ и Лукойла. То, что поставляет Ачинский НПЗ – это К-2. В таком топливе загрязнявших веществ в 30 раз больше. На примере Москвы видим, что политическая воля руководителя и четкий план действий позволили ограничить продажу "грязного" топлива и снизить "транспортную долю" в загрязнении атмосферы на 30%. Кроме того, региональным властям вполне по силам полностью отменить транспортный налог на гибриды и электромобили, чтобы простимулировать их покупку. Все эти направления, вместе с другими, необходимо закрепить в долгосрочной программе до 2030 года, заложить в бюджет и тогда лет через 5 мы увидим реальные изменения к лучшему, — говорит Шахматов.

Пока активный переход на электротранспорт начался только в Москве и Санкт-Петербурге. Мэр "столицы нашей Родины" заявил, что через семь лет городские автобусы полностью заменят электробусы. В северной столице сделали выбор в пользу троллейбусов с "длинным ходом". Портфельная компания РОСНАНО "Лиотех-инновации" поставила 66 машинокомплектов литий-ионных аккумуляторных батарей для российского производителя троллейбусов "ТРОЛЗА". В Красноярске, как мы уже говорили, будет закуплено всего 8 электроновинок. Этой зимой обещают испытать первый электробус. Вот и все развитие.

Электричка мечты

Еще одна альтернатива автомобильному транспорту — городская электричка. В Красноярске этот проект уже давно назвали "заменой метро". Однако после окончательного отказа от строительства метрополитена, бурного развития "легкое метро" так и не получило. Очередной виток интереса к теме, опять-таки связали с подготовкой к Универсиаде.

— К 2019 г. на маршруте "Городской электрички" в Красноярске увеличат количество остановок – с 17 до 22-х. Электропоезда возьмут на себя важную роль по доставке болельщиков Всемирной Универсиады-2019. В текущем году железнодорожники планируют сдать новую платформу и приступить к строительству ещё трёх. В свою очередь муниципальные власти помогут с обустройством удобных подходов от действующих автобусных остановок и строительством новых. Ряд остановочных пунктов преобразуют в полноценные транспортно-пересадочные узлы. В итоге составы "Городской электрички" будут довозить болельщиков и гостей к 7 из 12-ти спортивных объектов Универсиады. Сегодня "Городская электричка" – это железнодорожное кольцо вокруг Красноярска, по которому курсирует 30 пар электропоездов. Длина путей в черте города составляет 60 км, — рапортуют на сайте РЖД.

Между тем основной пассажиропоток -— 80 маршрутов -— по-прежнему приходится на автотранспорт. Лишь 10 из них закреплены за троллейбусами и трамваями.

А удобная электричка существует в проектных документах. Еще не законсервированная как красноярское метро, но и не ставшая красноярской реальностью.

Владимир Городницкий

© 2005—2017 Медиахолдинг PrimaMedia