До начала

Осторожно, двери красноярского метро закрываются

Более 8 км, 169 тыс пассажиров в сутки и 55 млн в год. Какие еще цифры остались на бумаге

История

Началось все в 1960 году, когда в динамично развивающемся Красноярске решили – метро необходимость. Проект включили в генеральный план города, в 1983 году на заседании Политбюро ЦК КПСС, казалось, приняли по-настоящему волевое решение – в Красноярске будет метрополитен. Хотя тогда город в Сибири не был даже миллионником.

Уже в следующем году началась серьезная подготовительная работа. В Москве разработали транспортную карту Красноярска, экономисты посчитали обоснованность, не отставали и проектировщики. Но в 1989 году все работы на время свернули. Тогда еще даже не подозревали, насколько затянется этот перерыв.

2000-е

Проекты вновь достали в 1994 году по инициативе губернатора Красноярского края Валерия Зубова. Их утвердили и назначили даты первой очереди. В планах было строительство линии и ввода в эксплуатацию пяти станций — "Высотной", "Вокзальной", "Копыловской", "Площади Революции", "Проспекта Мира". Также запланирован перегонные тоннели, технические корпуса и электродепо.

Началось все пафосно и торжественно. Перерезали красную ленточку, разливали шампанское на фоне почти социалистических призывов — "Даёшь Красноярску метро". В январе 1996 года начались работы на земле и под землей. Для строителей метрополитена возводили квартиры, даже создавались фонды финансирования. Эта стройка была навязчивой идеей тогда, такой она остается и сейчас.

Уже через три года заявили: работы придется останавливать. Денег нет, когда будут — непонятно. Но власти верили. Строительство метро было какой-то объединяющей идеей, которая заставляла поверить в лучшее и ждать, когда ждать по сути нечего. Но просто так взять и остановить огромную стройку под землей было нельзя. Тогда руководитель "Красноярскметростроя" заявлял: перестанем откачивать воду, рухнут дома, просядут дороги. Тоннели нужно содержать, а значит нужны средства. Особо гордиться итогами первой пятилетки было нечего. Поезд уходил все дальше, а мечты о метрополитене в Красноярске казались несбыточными.

Следующий рубеж – 2006 год. Где взять деньги и сколько потребуется? Один миллиард? А может быть и целых два или три? В начале двухтысячных красноярцев еще уверяют, метро точно будет, нужно только подождать. Наземного транспорта в городе становится все больше и наличие метро в нашем городе — уже необходимость, а не статусность.

В эти годы менялась Россия, менялся край, менялась власть. Но идея построить метро нас все не отпускала. Казалось, что раз за разом мы пытались реанимировать больного. Но лечение с каждым годом становилось все дороже, таких средств в бюджете региона просто не было. Рабочие стали митинговать, зарплаты не платили, стройка остановилась. И тут пришло понимание, что под землей мы оставили не только миллиарды вложенных денег, но свою мечту о подземке. Но каждый раз городские и краевые власти убеждали красноярцев в обратном. Зачем? Не понятно.

Долгое время напоминанием о красноярском метрополитене были башни на площади Революции, возле ЖД вокзала и на Высотной. А работ под землей практически не было. В 2009-ом началось то, о чем многие думали, но говорить не решались. Началась консервация станций метро. Проще говоря, уже построенные туннели засыпали песком. Только на две станции было потрачено почти 60 млн рублей. И тогда прозвучала главная фраза: "Метро в Красноярске можно не ждать."

Сегодня

Сейчас остается только гадать, сколько бюджетных рублей закопали в землю. По одним данным – это 2 мрлд 600 млн (!) рублей, по другим в разы больше. По словам директора управления по строительству красноярского метрополитена Николая Болдина, под Красноярском 3,5 км тоннелей. В районе улицы Высотной есть вход в красноярскую подземку, там тоннель длиной 2,5 км. Стены его в хорошем состоянии, опасений обрушения или деформации нет, но упирается он в тупик в районе Копылова — как и сама идея о метрополитене сейчас.

Один из главных мифов — если появится метро, то проблем на дорогах станет меньше. Но как показывает практика, подземка не решит возлагаемых на нее задач. Опыт Самары, это доказывает наглядно. Последняя станция была введена в 2014 году. Одновременно в городе расширяли дороги, строили магистрали. А это привело к увеличению потока автомобилей: все чаще люди пересаживаются на личный транспорт именно из-за недоступности или не организованности общественного. По сути, тяга к комфорту заставляет нас покупать машину. По последним данным в Красноярске за последний год количество пользователей в общественном транспорте сократилось на 10%.

Проект красноярского метрополитена был разработан в 80-х годах. Тогда считалось, что Красноярск будет развиваться в сторону Бугача. Но город растет в другом направлении. И в современных реалиях подземный транспорт не решит наших проблем. Убрать одновременно автобусы с дорог города, которые занимают отдельную полосу, просто невозможно. В идеале наземный и подземный транспорт должен работать, как единый механизм. Для нашего города опять важно соединить между собой два берега, сняв нагрузку с мостов. Но в первой очереди даже существующего проекта, линия на правый берег не предусмотрена. Это значит, что необходимо менять проект, а на это нужны новые деньги на изыскания и разработку проекта. Кроме денег (которых нет), трудно прогнозировать, сколько потребуется времени, чтобы вновь разработать проектно-сметную документацию, провести экспертизу и учесть все нюансы быстро развивающегося города.

Тема метро – каждый раз всплывает накануне выборов. На метрополитене пытались спекулировать чиновники и депутаты различных уровней. Одни спускали в подземку смотрели масштабы и состояние, другие просто обещали найти средства. Но даже подготовка к Универсиаде не помогла Красноярску. Строительство метро в планы не входит. Однако метрополитен включен в генеральный план Красноярска со всеми границами, входами и выходами. По предварительным оценкам нам потребуется 66 млрд рублей и 10 лет на строительство только одной ветки. Но эту затею отложили до 2020 года. И пока красноярский метрополитен так и остается нашей зарытой мечтой.

вступай в группу "Все новости Красноярска" в Whatsapp

19.10.2017

© 2005—2018 Медиахолдинг PrimaMedia