Общество. 11 сентября, 13:25

Главное, чтобы бордюрчик стоял

Ремонт почти на всех дорогах Красноярска отстает от графика

11 сентября, KrasnoyarskMedia. Лето и осень 2017 года запомнятся красноярцам как время разрухи и колоссальных транспортных неудобств, связанных с масштабными дорожными ремонтами. Перекрытые дороги, развороченные тротуары, девятибалльные пробки. Все это можно бы и потерпеть, понимая — в итоге мы получим качественные дороги. Но такой уверенности у горожан, увы, нет. "Большая стройка" с каждым днем все сильнее напоминает большой скандал. ИА KrasnoyarskMedia разбирается с ситуацией.

Началось все, как в сказке — на Красноярск "свалились" деньги. Если в предыдущие годы дороги латали, имея в наличии несчастные 200-250 млн рублей, то этим летом приходится осваивать 1,7 млрд. Наконец повезло! Федералы и краевой бюджет, учитывая близость Универсиады, выделили городу средства. На самом деле не так уж много, учитывая многолетнее-то недофинансирование (например, в Тюмени в дорожное строительство ежегодно инвестируется порядка 4 млрд), но и не мало. Только летом 2017-го в работу взяли 48 объектов. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться: времени как следует подготовиться у мэрии не было. Проектировщики, дорожники-строители, техника, люди, наконец. Откуда? На протяжении многих лет дорожная отрасль только деградировала.

Решили действовать по принципу: ввяжемся, а там разберемся. В итоге конкурсы выиграли те, кто просто не побоялся заявиться. И заказчик, и исполнители просто закрыли глаза и "вступили" в дорожный ремонт.

СНИП большой, ему видней

Начали с тотального обордюривания. Июнь прошел в Красноярске под знаком широкомасштабной замены бордюров везде, где это только возможно. Удивленную общественность успокоили — так нужно, требования технологии. Вообще, именно этим летом СНИПы и ГОСТы заняли почетное первое место в объяснениях любого дорожного скандала со стороны представителей мэрии. Видишь какое-нибудь безобразие на дороге — к бабке не ходи, стандарты требуют.

Разворотив улицы, дорожники сбавили пыл. И практически до середины августа на раскуроченных улицах уныло курили по 3-4 рассеянных гастарбайтера. Например, ремонт улицы Ладо Кецховели, начавшись в конце мая, завершился только в первых числах сентября. И то не до конца. Схожая картина наблюдалась и на других объектах.

Зима близко

Плох тот сибиряк, который не понимает в сентябре: зима близко! А значит нужно как-то отчитываться, подводить уже не промежуточные, а конечные итоги сезонных дорожных работ. Следуя этой логике, мэрия собрала брифинг, где далеко не первые лица департамента городского хозяйства, уныло отбивались от журналистов.

— Основная часть объектов в высокой готовности и только 10 имеют проблемы, — успокаивал прессу Никита Дресвянкин, начальник отдела управления улично-дорожной сетью департамента городского хозяйства.

Десять — это не мало. Тем более, что и те, высокоготовные, тоже могут задрейфовать. Обтекаемая фраза "находятся в стадии приемки, выявления и устранения замечаний, проверки качества" вполне может стать шагом в бесконечность. Тот же Дресвянкин подтвердил многочисленные нарекания общественности, что к "улице Тимошенкова много вопросов".

Штурм Коммунального

Но вернемся к 10 проблемным объектам, поскольку среди них оказались "хиты" большого ремонта — Коммунальный мост и проспект Мира.

На мосту, по словам представителя мэрии, осталось доделать треть от запланированных объемов. Это много, чуть меньше половины, а зима, как мы уже упоминали, близко. В администрации уповают на подрядчика — "Сибиряк" он такой, он сможет.

— Надеемся, что подрядчик уже имея опыт по этому объекту, самую сложную и затратную часть работы – снятие старого покрытия – оптимизирует и уложится в график, — такой вот тревожный комментарий от г-на Дресвянкина.

Отставание по проспекту Мира — 3-4 недели от графика. И тоже все надежды на внезапную агрегатность подрядчика. В советском прошлом было емкое слово "штурмовщина". Обычно в периоды этой самой "штурмовщины" СНИПы, ГОСТы и технологии нервно курят в сторонке.

Дело — труба

До приемок на Мира и Коммунальном еще больше месяца, учитывая надежды на "второе дыхание" подрядчиков. Однако "выявлений" уже на целую прокуратуру и несколько судов.

Самый громкий скандал на проспекте разразился вокруг ливневой канализации. Ливневка для Красноярска такая же таинственная штука как метрополитен. Вроде в земле что-то зарыто, но не работает и денег на нее всегда нет. Проектировщик капитального ремонта на Мира — ООО "КрасГИП" — нарисовал в проекте несуществующую трубу ливневой канализации на участке от ул. Диктатуры Пролетариата до поворота на краевую библиотеку. Разрыли — нету. Как так? Бюджет строительства подскочил еще на 16,7 млн рублей вверх от первоначальных 168 млн. Десять процентов, между прочим. Мэрия подалась в суд, взыскивать с проектировщика. "КрасГИП" объясняет фантомную трубу "сложностями обследования в зимнее время". Попросту говоря, сунулись в колодцы, там лед, ни черта не видно. Нарисовали проект по предоставленным документам. А там фикция. В мэрии говорят, что отставание как раз из-за этой злосчастной трубы и пеняют на проектировщика. Депутат Заксобрания Александр Глисков, напротив, склонен скорее винить заказчика.

— Если смотреть на процесс с юридической точки зрения, то продление сроков должно проходить в судебном порядке. Подрядчик должен представить объективные причины – как это было на улице Волочаевской, где муниципалитет не подготовил должным образом площадку. Изменения объемов работы и сметы также необходимо доказать. Например, отсутствие водоотводной трубы, которая в плане была и даже стояла на балансе, и про ее отсутствие не мог знать ни проектировщик, ни подрядчик. Так что огульно выдвигать обвинения подрядчикам я бы не стал. Бывает так, что виноватым оказывается сам заказчик, — отмечает депутат.

Буквально на днях исчезла труба ливневки и на Карла Маркса (участок от ул. Кирова до Диктатуры Пролетариата). Пропажу заметил общественник, представитель ФАР Егор Фролов, о чем сразу же поведал в Фейсбуке, ссылаясь на "источник в департаменте городского хозяйства". Опять-таки, простыми словами, некий знакомец из мэрии "слил" Фролову информацию, мол, в проекте была труба, а теперь ее не строят (как мы уже говорили, в периоды "штурмовщины" и не такое бывает). Представители "КрасГИП", а что им еще делать, наличие трубы в проекте отрицают.

— У нас запроектировано строительство ливневой канализации от ул. Кирова до ул. Диктатуры пролетариата. Там запроектирован коллектор и 4 дождеприемника, которые пересекают проезжую часть. Они соединяются в единую сеть, примыкая к существующей ливневой канализации. До Парижской Коммуны прокладывать ливневку не планировалось по техническим причинам – там у нас тепловые сети, перенести их мы не сможем, – это версия Сергея Лопатина, руководителя проекта "КрасГИП".

Чья правда правдивее — поди разберись. Возможно, что и нарисовали трубу, не подозревая о наличии тепловых сетей. Потом разрыли — удивились. Времени как следует запроектировать не было. Ввязались, читай разворотили, — теперь разбираются.

Заделать шпатлевкой

На Коммунальном мосту ситуация не лучше. То, что ремонт там вообще случился, уже большая удача. Потому что буквально до последнего никто за этот подряд браться не хотел. "Сибиряк" под руководством Владимирова Егорова принялся за мост, когда, казалось, все надежды на поиск подрядчика рухнули. Вроде как облагодетельствовал. Нам бы радоваться и смиренно ждать окончания ремонта, поставившего все движение по городу в известную позу, но что ни день, то всплывают "порочащие факты". Например, депутат Заксобрания Илья Зайцев уличил подрядчика в применении "материалов, которые никогда не использовались при ремонте мостов".

— В качестве гидроизоляции применяют "Мастику", которая используется для гидроизоляции бассейнов, санузлов и подвалов. Выравнивающий слой изготавливают из материала "Декор-Р", который не предназначен для применения на мостах. К тому же оказалось, что владеет компанией-производителем этого материала женщина, полная тезка сотрудника УДИБ — заказчика проекта, — сообщил депутат на своем сайте.

Также парламентария насторожили изменения первоначального проекта ремонта, согласованные заказчиком.

— Изменениями предусмотрена отмена замены железобетонных плит над Абаканской протокой. Сметой также предусмотрено снижение объемов использования горячекатаной арматурной стали. Это может создать угрозу разрушения конструкции, — пишет депутат.

Неугомонный Зайцев не остановился и привлек экспертов — специалистов федерального управления автомобильных дорог "Байкал". Тут случилась очередная порция "выявлений". На некоторых участках проезжей части толщина бетона увеличилась на 100 мм, а это грозит дополнительной нагрузкой — ориентировочно 290 тонн на 1000 кв. м. В проекте подобных решений нет, а значит, последствия могут быть непредсказуемыми.

Хорошо хоть не шпатлевкой мост ремонтируют — а что, в ремонте квартир материал себя зарекомендовал неплохо.

P. S. C одной стороны, хочется, чтобы все это поскорее закончилось, потому что у горожан терпение практически лопается. Фраза "у кого из нас мост не падал" хороша только в комедии. Городу достался редкий шанс изменить дорожную ситуацию. А на деле какая-то мастика и фантомные трубы. Что нам сможет помочь?

— Существенного улучшения на центральных улицах города ожидать не стоит. Причина тому — неготовность городской власти реализовывать масштабные проекты. От этого и качество проекта ремонта городских улиц, и отсутствие крупных, известных подрядчиков, которые работы выполняют, и качество этих самых работ. Плюс ко всему уже очевидно, что в ходе этого масштабного ремонта городскими властями нарушалось федеральное законодательство. Изменение условий контрактов в плане порядка оплаты тому яркое подтверждение. Уверен, что в ближайшее время и органы прокуратуры, и антимонопольная служба, и счетная палата края дадут свою оценку действиям городских властей, — подытоживает депутат Илья Зайцев.

Разве что чудо?

Владимир Городницкий

© 2005—2017 Медиахолдинг PrimaMedia