Бессмертный полк. Фото: Александр Хитров, ИА PrimaMedia

Одна на всех – мы за ценой не постоим

Красноярцы на войне

Каждая территория страны внесла свою лепту в Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и Красноярск не стал исключением. Героический вклад красноярцев вошел в историю, оставшись в архивных документах, фильмах, книгах и, конечно же, людской памяти. KrasnoyarskMedia подготовил дайджест о героическом участии красноярцев в битве с фашистскими захватчиками и вкладе земляков в Великую Победу.

Вставай, страна огромная!

По объемам мобилизации Красноярский край занимал первое место в Сибирском военном округе. В течение пяти лет войны на фронт было призвано около 460 тыс жителей края — четверть населения. Из них 165 тыс погибли или пропали без вести. Более 35 тыс красноярцев добровольно вступили в действующую армию, не дожидаясь повестки. Многие отказывались от "брони", которая распространялась, в том числе на квалифицированных рабочих оборонных предприятий: цеха "Красмаша" опустели на треть, паровозоремонтного завода — на 25%, судоремонтного завода — на 20%. В 1944 году, когда мобилизационный запас мужского населения был исчерпан, из Красноярского края на фронт призвали 836 женщин. Многие из них попали в 133-й отдельный батальон линейной связи. В Красноярском крае было создано около 40 воинских формирований — стрелковые полки, бригады и дивизии, артиллерийские формирования, авиаполки, бригады и батальоны лыжников, батальоны связи, бронепоезда "Енисей" и "Красноярск", 31-я паровозная колонна. Красноярцы воевали на всех фронтах Великой Отечественной войны, однако большая часть соединений направлялась на северо-западный и центральный участки: на Волховский, Ленинградский, Северо-Западный, Калининский и Западный фронты. Красноярцы также воевали в партизанских отрядах — в Белоруссии, Карелии, на Смолненщине и Брянщине, в Польше, Югославии и Чехославакии.

Молчаливой грозной тучей в бой идут сибиряки

Более половины красноярских дивизий и бригад в конце 1941 года сражались под Москвой, внеся решающий вклад в эту самую первую победу. В битве за столицу в Вяземском котле практически полностью погибла сформированная в Красноярске 91-я стрелковая дивизия. В память об этом в 2001 году под Москвой был установлен памятник "Сибирякам — защитникам Москвы". — Сибирский стрелок бьет редко, да метко… и смело идет в рукопашную, – писали о пехотинцах-сибиряках. Меткость и боевую выдержку сибиряков отмечали многие военные деятели, например немецкий генерал Эрих Людендорф. — Сибирские корпуса были особенно сильны и доставляли нам много хлопот, — пишет он. Когда немцы узнавали, что напротив их позиций стоят сибирские стрелки, то они в несколько раз увеличивали число часовых. Сибиряки всегда выделялись среди советских солдат стойкостью и мужеством. Во время ВОВ бытовало крылатое выражение: "Ожили русские сугробы – пошли сибирские полки".

Нас месть ведет в атаку

За мужество и исключительный героизм (зачастую посмертно) в годы Великой Отечественной войны 183 красноярца получили звание Героя Советского Союза, еще 55 воинов стали полными кавалерами ордена Славы, 16 воспитанников красноярских авиаклубов стали героями Советского Союза, в том числе Николай Тотмин и единственный из красноярцев дважды герой Степан Кретов.

Значительный и во многом уникальный вклад в победу внесли красноярские столбисты — из них были сформированы два горно-разведывательных отделения. Красноярцы отличились во время боев за Кавказ с немецкой горной дивизией "Эдельвейс". Тогда из 17 человек остались в живых только четверо, но стратегический пункт и господствующая высота были удержаны. Знаменитый столбист Евгений Абалаков летом 1942 года обучал на Кавказе отряды советских альпинистов.

Дни и ночи у мартеновских печей

В первые годы войны в Красноярском крае было размещено более 30 промышленных предприятий. Одним из крупнейших стало производство на базе оборудования завода "Красный Профинтерн" (позднее — "Сибтяжмаш"). Для его перевозки из Брянской области потребовалось 5934 вагона с оборудованием весом 190 тыс тонн.

Одним из первых в Красноярск из Ленинграда был эвакуирован завод № 327 Наркомэлектропрома (после войны — Красноярский радиотехнический завод). Со II квартала 1942 года его мощности были задействованы для производства самолетного переговорного устройства, приводной станции УКВ "Сектор" для истребительной авиации, локационной системы "Хорда" для наведения самолетов на цель, радионавигационной системы на базе радиомаяка "Колба" и другой радиоаппаратуры.

На базе Красноярского машиностроительного завода, до войны выпускавшего небольшое количество авиабомб и корабельных мин, был восстановлен завод № 4 им. Ворошилова, эвакуированный из Коломны. В 1941 году основной продукцией предприятия стали зенитные пушки и минометы. Так, "красмашевской" зенитной пушкой 70-К оснащались все советские корабли — от катера до линкора. На некоторых участках фронта 80% фашистских самолетов сбивалось зенитками, произведенными на "Красмаше". К 1942 году "Красмаш" давал фронту по 500 минометов в месяц.

В цехах строившегося бумажного комбината был размещен завод № 580 Наркомата боеприпасов (позднее — химкомбинат "Енисей"). В годы войны здесь выпускались заряды к 76-мм дивизионной пушке, 82-мм миномету, 85-мм зенитной пушке и другим орудиям. На Красноярском механическом заводе, принявшем оборудование Онежского машиностроительного завода Наркомлеспрома, производились корпуса 122-мм снарядов и 25-килограммовых авиабомб.

Зимой 1941–1942 годов началась история Красноярского завода комбайнов, когда в город прибыли эшелоны с оборудованием Запорожского комбайнового завода "Коммунар" и Люберецкого завода сельхозмашиностроения им. А. В. Ухтомского. Их разместили в основном корпусе и вспомогательных помещениях ликероводочного производства. На этих мощностях развернулось производство корпусов 45— и 76-мм снарядов, осколочных и химических мин.

Для того чтобы обеспечить бойцов Красной Армии всем необходимым, использовалась любая возможность. Даже мастерская, которая изготавливала примусы, перестроила свое производство и освоила выпуск корпусов для 50-миллиметровых мин. Фабрика кожаных изделий стала шить комплекты специальных вьюков для солдат, которые с их помощью переносили на спине многокилограммовые минометы.

Прошел свой путь без ропота, как завещал Учитель

В Красноярске в годы войны действовало около 20 эвакуационных госпиталей. Самых "сложных" больных Красноярска направляли на лечение к Валентину Феликсовичу Войно-Ясенецкому, известному также как святитель Лука. Опальный священник был главой хирургического отделения в госпитале № 1515 и хирургом-консультантом для всех остальных. Войно-Ясенецкий выполнял самые сложные операции и разрабатывал передовые способы хирургического лечения, за что был удостоен Сталинской премии.

В конце 1943 года Войно-Ясенецкий представил способ оперативного лечения эмпиемы плевры. В виде иллюстрации он привел историю болезни больного Е., прошедшего в течение года много госпиталей разных областей страны, в том числе один красноярский, прежде чем был переведен в госпиталь № 1515. Ни в одном из них ему не провели ни одной операции, чтобы ликвидировать гнойную полость в области плевры. Валентин Феликсович взялся выполнить срочное и сложное оперативное вмешательство по разработанной им методике. Если на момент проведения операции больной находился в крайне тяжелом состоянии, то уже через месяц совершенно поправился и был выписан в часть.

И на севере далеком…

Хотя Красноярский край располагался далеко от фронта, боевые действия велись и на его территории. 27 августа 1942 года немецкий крейсер "Адмирал Шеер" совершил нападение на порт Диксон. В неравном бою советские моряки и бойцы береговой обороны сумели дать отпор вражескому кораблю. Операция немецкого командования "Вундерланд" по блокированию Северного морского пути была сорвана ценой жизни семерых защитников Диксона.

Первым делом самолеты

Огромное значение в военное время приобрела четкая бесперебойная работа энергетики, транспорта, связи и других отраслей. В эти годы были заложены и развиты основы военной транспортной авиации. Одним из воздушных маршрутов ленд-лиза была засекреченная Красноярская воздушная трасса Аляска-Красноярск (АлСиб), проходившая через Чукотку, Колыму и Якутию. С осени 1942 до августа 1945 года по ней перегоняли из США военные самолеты. Ремонтировали самолеты и готовили их к отправке на фронт в Красноярске. Впервые в истории развития авиации перегонка самолетов велась на огромные расстояния — свыше 6 тыс километров, в условиях максимально низких температур — до 60 градусов ниже нуля, над малонаселенными районами. Полеты выполнялись на пределе физических возможностей.

За 3 года по трассе было переброшено около 8 тыс истребителей, бомбардировщиков и транспортных самолетов — более половины из всех, полученных по ленд-лизу из США.

Владимир Городницкий.

7.05.2017

© 2005—2017 Медиахолдинг PrimaMedia